Сворачивание околокремлевских проектов – тренд последнего месяца. Постоянно появляются слухи, что разнообразные молодежные движения, на которые Администрация президента выделяла значительные средств, в скором будущем будут распущены. А проект-менеджеры потихоньку перебираются на другие должности. Последним событием такого рода стало назначение «рулевого «Музобоза» Ивана Демидова на должность «идеолога» «Единой России». Кремль также свернул близкий партии «Русский проект». Электоральный цикл закончился, уверены эксперты, необходимость в «фейк-структурах» вроде движения «Наши» или «Русском проекте» отпала. Менеджеры проектов получают отступные - на должности «идеолога», депутата или чиновника можно, «не напрягаясь», получать деньги.
В руководстве «Единой России» произошли кадровые изменения. Пост начальника управления по идеологической работе получил лидер движения «Молодая гвардия» Иван Демидов, бывший ведущий «Музобоза». Пост в «Молодой гвардии» Демидов при этом покинет.
«До этого я был советником ЦИК партии, теперь начальник идеологического управления, – сказал «Коммерсанту» Демидов. – Мои новые обязанности – координация идеологических программ «Единой России» и взаимодействие с партиями. ЦИК партии – организатор работы. Мы – менеджеры».Уход Ивана Демидова положил конец еще одному его детищу, в свое время нашумевшему, – интернет-порталу «Единой России» «Русский проект».
Менеджеры «Русского проекта» говорили об организации «общественной дискуссии» о понятии «русская нация», о соотношении «русскости» и православия, о национальной идентичности в условиях глобализации. «Слова «русский», «национализм» сейчас приватизированы и дискредитируются организациями вроде ДПНИ. Мы хотим вернуть им правильное понимание», – заявлял Демидов. В «Единой России» обещали сформулировать в рамках проекта тезисы по национальному вопросу, чтобы затем использовать их в избирательной кампании.
Если дискуссия и была, то результаты ее замечены уж точно не были. Проект заглох сразу после своей организации, по сути став лишь ивентом (не самым удачным) в рамках предвыборной кампании «Единой России».
Проблемы имеются и у других околокремлевских проектов – практически все менеджеры молодежных движений «пристроены» в органы власти, а финасирование проектов урезано. Менеджер «Наших» Василий Якеменко возглавил в прошлом году госкомитет по делам молодежи, его коллеги Белоконев (также «Наши») и Мищенко («Россия молодая») стали депутатами Госдумы. Движение ВАЛ (Всероссийская антиглобалистская лига) благополучно растворился еще в 2005 году.
Происходящее объясняют тем, что Кремль решил свернуть свои «уличные» молодежные проекты, которые после осенней «победы» над несуществующей «оранжевой угрозой» стали не нужны, и тратить деньги на них стало жалко. Самых главных руководителей, которых единицы, повысили по службе, а остальным отключили бесплатные мобильники и отправили их заниматься мелкими проектами.
В «молодежную политику» администрация начала «играть» с начала 2000-х, куратором всех проектов в этой сфере считается замглавы президентской администрации Владислав Сурков. По некоторым оценкам на деятельность движения «НАШИ» (и его предшественника «Идущие вместе») тратилось до $10 млн в год.
Особого политического смысла в акциях околокремлевских , а откуда на них берутся деньги, и в каких количествах. Достоверно известно, что большая часть массовки в акциях прокремлевских движений оплачивается – участие в митингах стало профессиональным молодежным бизнесом (участие в митинге стоит от 200 до полутора тысяч рублей).
Один из менеджеров молодежного проекта «Россия молодая» (организован в МГТУ им. Баумана) рассказывал корреспонденту «Полит.ру» в 2005 году, что «молодежная политика» - это тема до 2007 года. Электоральный цикл кончился и теперь необходимость в движениях уменьшается.
Как сообщали ранее российские СМИ, лидеры «Наших» приняли решение о том, что из почти 50 региональных отделений будет сохранено пять: владимирское, ивановское, тульское, воронежское и ярославское. В этом есть некоторая доля лукавства – движение «Наши» в реальности практически не существует, актива у некоторых региональных отделений нет, бюджет тоже выделяется далеко не на все оргструктуры.
А в январе этого года член политсовета «Молодой гвардии» Алексей Радов жестко раскритиковал деятельность своих соратников и объявил о выходе из организации. В частности, Радов выразил недовольство тем, что «вместо демократических ценностей утверждаются авторитарные идеалы». А 23 января лидер московского отделения «Молодой гвардии» Алексей Шапошников заявил, что покидает свой пост.
Успехов Ивана Демидова на поприще выстраивания идеологии «Единой России» тоже ждать вряд ли стоит. «Единая Россия» приблизительно раз в год обзаводится новой идеологией. Иногда она называется центризм, иногда –консерватизм, периодически единороссы вспоминают о значимости идей «суверенной демократии», иногда их заносит в сторону социал-популизма. И это при том, что на разработку идеологии властной партии работал, в числе прочего, коллектив Издательского дома «Эксперт» и ряд других уважаемых структур
Последняя попытка «родить» для «Единой России» идеологию была связана с зачисткой партапппарата в 2005 году. Тогда секретаря генсовета Валерия Богомолова сменил на этом посту вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, а главу ЦИК партии Юрия Волкова – депутат Госдумы Андрей Воробьев (сын одного из заместителей главы МЧС Сергея Шойгу). А позже в аппарат были назначены профессиональные пиарщики. Впрочем, ничто не мешало единороссам изобретать перед любыми выборами новые варианты «идеологии».
Кураторы, впрочем, цену этих «идеологий» хорошо себе представляют. В ходе предвыборной кампании прошлой осени Владимир Путин признал, что как партия «Единая Россия» не является идеалом. «Является ли она идеальной политической структурой? Конечно, нет. Там нет пока устойчивой идеологии, принципов, за которые подавляющее большинство членов этой партии готовы бороться и положить свой авторитет», – сказал президент. Проще говоря, Путин признал, что партия безыдейна и беспринципна. Правда теперь у «Единой России» есть Демидов.