Граждане неоднозначно относятся к высшему образованию. Расходятся во мнении, плохое оно или хорошее. Полагают, что с его помощью люди стремятся поднять свое благосостояние, но сомневаются в такой возможности. Едины они в двух вещах: диплом необходим человеку, а государство на вузы тратит мало денег.
Когда-то в Советском Союзе очень гордились своим средним и тем более высшим образованием. Причем как в качественном («наша наука лучшая в мире» и «наши выпускники школ и вузов самые талантливые»), так и в количественном («высшее образование у нас получает много молодых людей, среднее — вообще все»). То, разумеется, был период «холодной войны» и гонки вооружений и всяческие инженерные кадры военизированной советскому государству и впрямь были нужны. Отсюда и была потребность, возможно, и не в самом лучшем в мире, но в одном из самых лучших — точно. Миф о «нашем самом лучшем образовании» вполне разделяли не только бюрократы, но и обычные граждане.
Страна с тех пор поменялась значительно. Трансформировались и представления о том, какое образование должно быть в России. В этом смысле интересны недавние замеры Фонда «Общественное мнение» на предмет того, что думают россияне о высшем образовании.
«Хорошим» качество высшего образования считают всего 12 процентов респондентов. Еще 48 полагают его «удовлетворительным», 23 — откровенно «плохим». Среди последних больше москвичей и жителей с достатком выше среднего. Надо полагать, что у них самих это высшее образование имеется. Люди молодые в массе (57 процентов) считают высшее образование, как ни странно, удовлетворительным. Видимо, недавно получившие корочки или еще учащиеся просто не в курсе того, что может быть и лучше, или же не стали ругать родные вузы.
Мотивация получения высшего образования в глазах россиян тоже интересно. Базовым мотивом большинство опрошенных называли различные факторы так или иначе материального свойства. Больше всего (61 процент) полагает, что высшее образование помогает найти престижную работу, 47 — что его получают с целью много зарабатывать, «ради карьеры» ответили 39 процентов опрошенных. Иные мотивации («получить интересную работу», «отсрочка от армии». «так принято») существенно уступают трем ответам-лидерам. И совсем уже на последнем месте с довольно скромными 9 процентами находится ответ «расширить свои знания, кругозор». В целом 60 процентов согласны с тем, что «высшее образование открывает путь к успех» (чуть меньше, чем в 1999-м году, но не существенно). Схожие результаты получил несколько лет назад и «Левада-центр».
И стремятся его получать. Еще в 2005 году в коллективной работе «Дифференциация высшего образования» авторы указывали на то, что «в обществе укореняются установки на получение высшего образования». Сейчас этот тренд не исчез никуда.
Однако данные того же ФОМа говорят, что граждане вполне понимают проблему перепроизводства людей с высшим образованием. Тех, кто полагает, будто людей с высшим образованием в России маловато, всего 13 процентов, а в 2001 году их было 36. Число же придерживающихся противоположной точки зрения в за этот же период выросло с 27 до 32 процентов. Не должны вроде бы ориентировать на получение образования и материальные перспективы. Только треть граждан считает, что «вышка» позволяет больше зарабатывать, столько же полагает, что закончившие вуз зарабатывают столько же, сколько и не получившие высшего образования. А 12 процентов и вовсе полагают, что выпускники вызов зарабатывают меньше людей без высшего образования.
Причина в том, что высшее образование, как поняли социологи еще в середине 2000-х, стало социальной нормой. Человек не может не окончить вуз. Зачем ему это надо? Да ровно затем, что «все так делают». И неважно, что в стране перепроизводство выпускников вузов и явный дефицит всяких рабочих и прочих «невузовских» специальностей. Ведь и выпускники вузов не собираются в массе работать по специальности.
И последнее: виновато в том, что образование не совсем на уровне, по всей видимости, государство. Именно государство, по мысли граждан, недофинансирует вузы. Лишь 22 процента полагает, что денег на высшее образование тратится достаточно. 50 процентов уверены в обратном — денег тратится слишком мало. В этом смысле государству надо аккуратнее проводить политику в сфере образования — как бы граждане не стали считать действующую власть виновной в полном его развале. Все равно от желания получить высшее их не отвадить и в техникумы автоматически не переселить (и все эти разговоры про спасение ПТУ и повышение статуса человека труда — в известном смысле фикция), а вот потерять лицо у власти вполне может выйти.