будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минпросвещения образование рейтинги школа Ольга Васильева
Июль 1, 2025
Страна
Клячко Татьяна

Общее образование на пороге рейтинга

Общее образование на пороге рейтинга
800-600_w3TLghX

В России может быть создан национальный рейтинг общего образования, заявила министр просвещения Ольга Васильева во время финального испытания конкурса «Учитель года». Рейтинг планируется создать по аналогии с национальным рейтингом вузов.

«Национальная система общего образования должна лечь в основу нашего движения вперед. И вы знаете, что в прошлом году Российским союзом ректоров была запущена новая рейтинговая система вузов, которая стала очень престижной для высшей школы многих стран мира. У нас было предложение создать по такому же принципу национальный рейтинг общего образования. И я думаю, мы это сделаем. Это будет правильное решение», – приводит высказывание министра «Российская газета».

 
Ольга Васильева (слева) / АГН "Москва" / фото: Кардашов Антон

Напомним, первый национальный рейтинг университетов, известный как Московский международный рейтинг вузов, оценивает три ключевые миссии университета: образование, науку и взаимодействие с обществом. В работе над ним использовались открытые данные официальных сайтов университетов и сведения из независимых международных источников.

Идею создания этого рейтинга поддержали ведущие университеты не только России, но и Китая, Индии, Ирана, Турции, Японии. В экспертный совет рейтинга включены  специалисты из 11 стран. Впервые рейтинг был опубликован в 2017 году; в его топ-100 вошли МГУ, СПбГУ и МФТИ. 

О том, почему возникла идея создания сходного рейтинга для школ, и о том, не грозит ли он чем-либо школам, которые будут признаны лучшими или худшими, с «Полит.ру» поговорила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

 
Татьяна Клячко

«Пока это только идея. Как будет строиться такой рейтинг, что в него войдет, какие последствия это будет иметь для школ, поскольку это рейтинг национальный и, следовательно, в него должны входить все школы, – все эти вопросы должны прорабатываться, и прорабатываться весьма и весьма серьезно. Так же как и представление о том, что будет с каждой школой, ее учениками и системой в целом.

Почему это важно? Если мы строим рейтинг вузов, то у нас 484 государственных вуза и где-то порядка 200 негосударственных.  Таким образом, всего  до 1000 объектов, и то составить их рейтинг – одна из сложнейших задач. Мы знаем, что рейтинги вузов получаются разными. Есть рейтинг «Интерфакса», есть рейтинг «Эксперт РА», и по ним вузы оцениваются по-разному.

Школ же у нас больше 40 тысяч. Посмотреть, по каким параметрам оценивать эти школы, как взвешивать или не взвешивать различные показатели, которые входят в рейтинг, – это особая проблема. Так как мы делаем национальный рейтинг, мы должны понимать, как будем учитывать школы в сельской местности, как – школы в малых и средних городах. Потому что одно дело школы  в большом городе, другое – школы на селе. Поэтому идея создания такого рейтинга интересна, она заслуживает внимания и с ней надо работать. Но от идеи до ее воплощения – длинный путь.

 
Первый урок в школе / mskagency.ru

Действительно ли этот рейтинг нужен? Сейчас, когда лайки или дислайки ставятся чуть ли не под каждым сообщением, появилась мода на оценки. Людям хочется знать, является нечто хорошим или плохим, лучше оно или хуже, чем его аналоги, вызывает оно интерес или нет. И эта мода захватывает все новые и новые области.

Не думаю, что создание такого рейтинга в итоге может привести к перераспределению средств, поскольку школы все-таки находятся на обеспечении бюджетов регионов и муниципалитетов. Кроме того, школы должны финансироваться по нормативно-душевому принципу, то есть объем их финансирования зависит от численности учащихся. Но существует стремление поощрять за хорошую работу – эта идея была заложена еще 10 лет назад в первый национальный проект. Уже там фигурировали стимулирующие зарплаты и другие бонусы.

То есть уже тогда существовали идеи, что если школа работает хорошо, ее надо награждать, если плохо – штрафовать. И эти идеи, постепенно трансформируясь, продолжают существовать и превращаются в то, что мы сейчас видим.

 
Школьники на экскурсии / mskagency.ru

Что касается престижности такого рейтинга… Если считается, что у нас хорошая школа, то у нас, значит, хорошие выпускники школы, и они идут в хорошие вузы (не могут же вузы быть хуже школы!). У нас есть национальный рейтинг вузов, и иностранные студенты смотрят его и выбирают себе вуз, в котором хотят учиться. А национальный рейтинг школ, по сути, строится и сейчас, только готовит его не государство, а разные независимые организации (иногда при участии государства) – создаются рейтинги математических школ, рейтинги физических школ.

Люди сравнивают качество обучения в разных школах и выбирают для своего ребенка ту, в которую хотят его отдать. Другое дело, что если в деревне у вас есть одна школа, то строй рейтинг или нет, ребенок все равно пойдет в нее, потому что больше никакой школы в ближайших окрестностях нет. В этом проблема. Ну, а если где-то, согласно такому рейтингу, школы окажутся очень хороши, там может начаться, например, движение школьников по обмену с другими странами. А потом к нам приедут учиться иностранные студенты, которые в свое время проучились семестр или год в нашей хорошей школе», – сказала Татьяна Клячко.

Клячко Татьяна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).