будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Левкин Андрей

Общественное ТВ и 12 его апостолов

Общественное ТВ и 12 его апостолов
kubik

В понедельник была опубликована концепция общественного ТВ. В новостях на эту тему (например – тут, там вполне типично) приводятся весьма подробные сведения о том, как его (Общественное телевидение) будут строить по деньгам, но – совершенно ничего о том, что вообще имеется в виду. Не так, чтобы хотелось сразу сетку вещания или структуру редакции, но все же. Все очень хотели (вроде, хотели?) Общественное телевидение (Общественного телевидения?), а что это такое – то ли никто не понимал, то ли каждый понимал по-своему.

А теперь рабочая группа при Президентском совете представила концепцию, из которой СМИ цитируют что-то загадочное: "Общественное телевидение будет финансироваться средствами федерального бюджета, спонсорами, благотворительными пожертвованиями и рекламными отчислениями, реклама составит не больше 10% эфирного вещания".

Подробно сообщается, что для обеспечения вещания следует создать некоммерческую организацию – Национальный фонд поддержки развития общественного  вещания (ФПРОВ), зачем что "бюджетное финансирование будет обеспечиваться через предоставление субсидий в ФПРОВ через введение отдельной целевой статьи федерального бюджета". Сообщено даже, что "Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг рекламы, оказываемых телеканалами. Доходы определяются в установленном в России порядке ведения бухгалтерского учета".  И даже про то, что "ставка неналогового платежа может быть установлена в размере от 3% до 5%, в зависимости от предполагаемого объема прямого бюджетного финансирования". Но ни слова о том, что они, собственно, собираются показывать. Это приводит к задумчивости.

Что делают в случае возникновения задумчивости по поводу одной заметки? Читают другую. Например, накануне была полемика в "Известиях" ("Общественное телевидение пока не готово"). Там сообщалось, что Министерство связи и массовых коммуникаций уже предложило правительству новую концепцию Общественного телевидения – с которой тянут Рабочая группа. Ну, а на следующий день отчиталась уже и Рабочая группа, так что теперь есть сразу две концепции. Главное столкновение их взглядов описано в "Известиях" так: "Министерство предлагает не использовать для создания ОРТ уже существующие СМИ, а создать новый телеканал". Здесь можно выяснить, что сначала думали отдать под ОТВ один из телеканалов с госфинансированием (называли "Звезду"), а Минсвязи предлагает сразу открыть новый, цена вопроса - 1 млрд рублей.

К смыслу самой затеи можно – при сильном напряжении воли - отнести, разве что, фразу: "Единственный вопрос, о котором члены рабочей группы, чиновники и телевизионщики не спорят, — необходимость создания наблюдательного совета, от деятельности которого будет зависеть редакционная политика ОРТ".  Конечно, и это согласие также не вносит ясность в то, что именно там собираются представлять и за чем именно должен наблюдать совет.

Но тут нет никакой тайны. Потому что надо читать первоисточники, а именно – саму концепцию, там все написано. Несколько предуведомляя чувства, которые могут возникнуть при ее чтении, хочется отметить, что там обнаруживается такой проект, какого со времен упадка Большого стиля СССР тут и не видали. И вот, он – Большой стиль - снова может быть тут. "Встречаем аплодисментами" – сказали бы на телевидении, даже на общественном.

Миссия, да

Главное, что есть миссия и об этом сказано прямо: "Миссия общественного вещания - формирование и развитие гражданского общества, в том числе: выявление, публичное представление и защита значимых общественных интересов; развитие самосознания индивида, социальных сообществ, групп и системы в целом; инициирование разнообразных способов самоорганизации, вовлечение граждан в позитивную социальную практику; обеспечение активного участия граждан в проектировании индивидуального и коллективного будущего".

То есть, коль скоро миссия предполагает решение таких задач, значит – авторы концепции точно знают, что эти задачи решаются именно телевизионным способом. Их вот это ОТВ их решать и должно: "Общественное вещание должно стать самым массовым институтом публичного обсуждения и приобщения населения к актуальным для развития страны проблемам, идеям, настроениям - общенационального форума, реализующим функцию "социального заказа" на такого рода деятельность".

Есть пункт "Цели общественного вещания", на них хотелось бы остановиться подробнее, то есть - процитировать побольше. Хотя бы самые красивые (а самые прекрасные выделить и п/ж):

"- Обеспечение привлекательного вещания, альтернативного государственно-коммерческому через создание адекватных вызовам времени смысловых, жанровых, технологических и иных координат, способных актуализировать мотивацию потребления контента и участия зрителей в данном типе медиа.

 - Создание условий для преодоления социальной и политической апатии населения. 

- Привлечение к общественному вещанию тех зрителей, утративших мотивацию телесмотрения и слушания радио.

-  Формирование культуры участия в общественной жизни, продвижение модусов индивидуального поведения, ориентированных на саморазвитие и развитие социальной среды и коммуникации как социально одобренных и престижных трендов".

Тут проблема: какая из целей лучше? Про актуализацию мотивация потребления контента или же про продвижение модусов индивидуального поведения, ориентированных на саморазвитие? Нет, с моей стороны нет никакой насмешки или же издевки. Я и сам люблю всякие сложные слова, норовя их употребить. Вот, когнитивный диссонанс, например. Тут просто восторг перед величием замысла, только восторг.

"2. Принципы и приоритеты"

Следующий пункт про принципы и приоритеты тоже хочется цитировать полностью. Абсурд, да, по ссылке все можно прочитать, но трудно не удержаться, чтобы не забрать эту красоту к себе. В пункте "Принципы и приоритеты программной политики", например, такое: "Важнейший принцип программной политики – создание позитивной повестки дня, ориентированной на модернизацию и разработку сценариев будущего через рефлексию и решение проблем настоящего.  Такого рода содержание и качество контента ориентируются на ядерные аудиторные группы продвинутых, социально активных зрителей, испытывающих потребность к саморазвитию…"

И еще принцип: "Подавляющее большинство форматов общественного вещания предусматривают участие их создании широких корреспондентских сетей, состоящих из непрофессиональных "активистов". Формирование и кураторство таких сетей — одна из основных функций профессионального редакторского и продюсерского коллектива" . Что ли экс-дело В.Яковлева со "Снобом" теперь победило?

Вроде бы нет, но среди приоритетов можно найти такой, который никак нельзя не разделить: "Программы общественного вещания не только идентифицируют и анализируют тот или иной экстраординарный или традиционный проблемный узел, но и инициирует выработку продуктивных решений".

Однако, все это хотя и задает прекрасную структуру будущего общественного вещания, но Большой стиль невозможен без технологической составляющей, и она там  есть.

"3. Некоторые тематические векторы общественного вещания"

Вот хотя бы три вектора:

"В социальном блоке вещания особое внимание уделяется деятельности законодателей, судов всех инстанций, исполнительных органов всех уровней, деятельности некоммерческих организаций.

В "молодежно-подростковом сегменте" программирования особое внимание уделяется форматам, связанным с профориентацией и формированием установок на участие в общественной жизни.

В "культурном блоке" приоритет отдается программам, погружающим зрителя в мир современной актуальной культуры (именно она провоцирует рефлексию и развитие), а также форматам, в которых наследие вводится в контекст современной культуры и образа жизни современного человека".

Любопытно, что сказано все так, будто все это уже фурычит, уже производя явный общественный эффект. Форматы есть, программы тоже – коль скоро, среди них уже действуют приоритеты. Теперь - управление. Как, все же, эта штука будет функционировать? Скажем, планерка или как еще – кто именно и в какой рамке отправляет репортера формировать установки на участие в общественной жизни? Конечно, в разделе "Модель управления общественным вещанием" сказано и об этом.

"Высшим органом управления общественным вещанием является Попечительский (наблюдательный) совет. Попечительский совет является коллегиальным органом, состоящим из 12 членов, избираемых на 4 года". Дальше про то, кто не может быть в его составке: лидеры партий, депутаты Федерального Собрания, госслужащие, "сотрудники других телерадиокомпаний и Интернет-СМИ, а также лица, занимающиеся на момент избрания в Попечительский Совет производством медиаконтента для государственного, коммерческого или общественного вещания".  В общем, получается, что туда могу входить только люди, не имеющие отношения к телевидению, как к профессии. Но это, конечно, плюс, потому что объективность.

Далее "Попечительский совет на конкурсной основе выбирает генерального директора общественного вещания и утверждает по его представлению его заместителей.  Попечительский Совет утверждает и корректирует стратегию Общественного Вещания, а также влияет на программную политику путем согласования и утверждения соответствующих документов, предоставляемых генеральным директором… В составе Совета работают три Комитета – по стратегии, по кадрам и вознаграждениям и по аудиту общественного вещания".  Затем крайне подробно расписан механизм кастинга, итогом которого должен стать список "12 кандидатов в состав Попечительского совета, направляемый для утверждения Президенту Российской Федерации".

Отвечает ли эта схема на вопрос о том, как именно будет происходить управление каналом? Да, не отвечает и это замечательно, потому что главное – не потерять главное в частностях. Кто именно, как, какими словами и в каком ракурсе будет осуществлять само вещание – кто-нибудь разберется в рабочем порядке. Не попечительское это дело. Никаких сомнений, Большой стиль должен вернуться, и это прекрасный проект.

Но тут и нюанс: получается, что все это (см. выше – тренды, запросы общества, выработка продуктивных решений, формирование позитивной повестки и даже что такое сложность) будут определять члены Попечительского Совета. А почему тогда этот проект называется Общественным? То есть, вот эти 12 то ли демиургов. то ли апостолов и станут (согласно концепции) представителями, выразителями и руководителями общества. Но тогда это уже вообще не о ТВ, тут надо менять Конституцию и вставлять в нее этот, только что обнаруженный факт.

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).