будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Открытые семинары Полит.ру
Май 19, 2025
Страна

Общество и экономика с точки зрения сферы потребления

Мы публикуем резюме открытого семинара «Полит.ру» и Свободной кафедры общественных наук на тему «Социальный эффект современной торговли и российское общество с точки сферы потребления». В этом проекте мы ставим цель увидеть структуру российского общества с точки зрения разных исследовательских подходов, отражающих разные стороны социальной реальности, в этот раз – с точки зрения сферы потребления. Основной докладчик этого семинара – один из ключевых специалистов в стране по экономической социологии и социологии торговли, профессор кафедры экономической социологии Государственного университета — Высшей школы экономики Вадим Радаев. Участники семинара – Дмитрий Ицкович, Борис Долгин, Руслан Хестанов, Павел Бурмистров, Виталий Лейбин.

 Волновая функция торговли: до дефолта

История российской торговли складывалась следующим образом – в определённый момент появилось то, что сейчас называется современный торговый формат. С этого началась собственно новая торговля. Этот современный формат имел массу специфических особенностей, но ключевые – это магазинная форма торговли и форма самообслуживания. Главная специфика его развития заключается в том, что рынок нового формата осваивался волнообразно. Эти волны шли сверху вниз, то есть от самого дорогого сегмента рынка к более дешевым. При этом наряду с первой волной должна начинаться и вторая, и идёт она также сверху вниз, но имеет несколько другие профили.

Первая волна началась в конце 80-ых – на рубеже 90-х годов. Это были элитные, западные и, как их называли тогда, валютные супермаркеты. Как пример – Irish House на Новом Арбате в Москве, в который тогда ходили как в музей. Дальше появилась целая цепь. Из иностранных супермаркетов выжил только «Калинка Стокманн», а все остальные ушли. В том числе «Джулиус Майнл» – мощная австрийская торговая сеть, которая, тем не менее, не выжила. Это была инновация в торговле, это было страшно красиво и дорого. По ценам товары, продававшиеся там, были для подавляющего большинства потребителей абсолютно недоступны, а по ассортименту – не обязательны. Это было то, что сегодня называется «премиальный сегмент». Так до сегодняшнего момента и непонятно, по какой причине эти представители первой волны не выжили на нашем рынке, заняв на нем определённые ниши. Но что пришло им на смену, – вполне понятно.

Начиная с 1992-94 годов пошла вторая волна – стали появляться сети супермаркетов, которые как раз дожили до наших дней как одна из базовых форм торговли. В продовольственном секторе и секторе бытовой техники и электроники все основные сети, которые мы сейчас знаем, возникают именно в этом небольшом временном отрезке. Известно, чем прежние сети отличались от современных – они были ориентированными на высший класс. Это не то, что мы сейчас называем массовым производством, а уже следующая ступень сверху вниз.

В то же самое время, параллельно развивались и рынки. Их целевой аудиторией были не только низшие с точки зрения покупательной способности слои населения, но и средние. Многие вполне небедные люди закупались на рынках, хотя супермаркеты уже и существовали.

В конце 90-ых супермаркеты начали развиваться – конечно, не так быстро, но всё же достаточно динамично. Соответственно они претендовали на расширение рыночной ниши. Вопрос – куда им было расширяться? Они расширялись и ориентировались уже не только на высший, но и на средний слой населения, т.е. становились более демократичными. Осваивая новую свободную нишу, им пришлось расширять и варьировать ассортимент, а также снижать цены.

После дефолта

Эта тенденция продолжала развиваться, но тут наступил 1998-й год – дефолт, финансовый кризис, падение доходов населения, сокращение потребительского спроса. Этот кризис, с одной стороны, усилил уже существовавшую тенденцию – сильно помог демократизации супермаркетов. А с другой, породил новую тенденцию – форму, которая выжила, живёт и благополучно развивается по сей день – возникли дискаунтеры или универсамы эконом класса. Это была третья нисходящая волна. Сегмент дискаунтеров уже начал конкурировать с розничными рынками. В России цена товара имеет большое значение, но отличительной чертой российского потребителя является то, что он всё ещё не может на 100% отказаться от сервиса в пользу цены.

В 2001 году появлением в России сети «Метро» ознаменовалось начало четвертой волны освоения рынка. «Метро» – это cash & carry, но смысл в том, что это крупный экономичный формат. Его отличительные черты – это огромный ассортимент, приличное качество и низкие цены. Вслед за магазинами третьей волны – дискаунтерами, которые начали конкурировать с розничными рынками, это уже была прямая конкуренция с ними. Например, «Ашан» напрямую ориентировался на цену розничных рынков и переманивал к себе их клиентуру.

Последней точкой в этом волнообразном движении сверху вниз по сегментам рынка в России стала искусственно созданная волна. Речь о создании социальных магазинов – магазинов для малообеспеченных. Они стали появляться в начале 2000-х годов и создавались в двух формах. Первая – это отдельный магазин для малообеспеченных, который спонсируют власти с помощью снижения ставок аренды, за счёт платежей и другими средствами. Вторая форма – это программы в супермаркетах, как например, снижения цен в определённое время. Таких социальных магазинов появились сотни. За пять лет их появилось около 300. Но на самом деле это мало – учитывая размеры Москвы и возможность целевой аудитории этих магазинов добираться до них.

Вторая первая волна

Нисходящие волны, прокатившиеся по российскому рынку с начала 90-х, не были каким-то уникальным историческим явлением. Они имеют свойство повторяться, что и случилось в первой половине 2000-х годов. В это время, когда уже началось развитие крупного экономического формата и социальных магазинов, опять стали возникать премиальные магазины, т.е. возобновилось освоение верхнего сегмента рынка. Началось опять освоение сверху, но на этот раз волна была более специфическая, более «нишевая».

В это же время появляются этнические магазины: тайские, японские, индийские и другие. Их появилось немного – пять, десять или пятнадцать, но, тем не менее, они есть и продолжают возникать. Как и премиальный сегмент, это тоже весьма узкая ниша, хоть цены здесь и не такие высокие. Их клиенты – это в основном иностранцы, россияне, кто жил за границей, люди с нестандартными потребительскими запросами. Их круг и вне ограничений ценового сегмента достаточно узок.

Далее в 2008 году наступил кризис, и относительно равномерное волновое движение в освоении рынка нарушилось, поскольку, естественно, произошли искажения, начались упрощение и экономизация.

Кроме того, в 2000-е годы появляется такой новый торговый формат, как торговые центры. Торговый центр – это комбинация торговых объектов, работающих на разных рынках, комбинация разных форматов, а также комбинация крупных магазинов, которые работают в определённой категории. Всё это, конечно, заимствовано с Запада. Самые крупные торговые центры – это «Мега». И что бы после нее ни строилось, эти центры по-прежнему остаются некоей канонической формой. Например, здесь торговля товарами мощно дополняется торговлей услугами. Одна из основных форм – это кинотеатры. Кино и торговля – это вообще родственные формы. Кино, конечно, вышло не из торговли, у них разные источники, но общее в том, что эти формы предлагают свой мир иллюзий и именно за счёт этого они так хорошо сочетаются друг с другом.

Где потребителей застал кризис

Сейчас в стране современные торговые форматы занимают всего 27% от общего объема рынка продовольственных товаров, не больше. Доля рынков упала сильно – они теряли примерно по 1% в год. И перед кризисом их доля сжалась уже до 13%. Правда, из-за кризиса в 2009 году рынки отыграли 1%. Тем не менее, в долгосрочной перспективе они обречены. Им на смену придут торговые центры. Доля киосков сейчас составляет около 10%. А все остальное, т.е. половина рынка – это простые магазины. Центры ещё физически не дошли до массы людей, страна большая, логистические проблемы решаются плохо. Поэтому центры не получат 90% рынка никогда, хотя на данном этапе их развития в России у них ещё есть большие возможности для наращивания доли на рынке. Кроме того, закон о торговле может помешать их распространению.

Кризис, начавшийся в России в 2008 году, как и любой кризис, деформирует сложившуюся динамику развития рынка. С другой стороны, он демонстрирует, что социальный организм обладает некой «упругостью». На него постоянно оказываются воздействия кризисного типа, и в выявлении того, как он устроен, большую роль играет и реакция этого организма на такие воздействия. Что показал кризис, кроме очевидного? Если явления подаются как глобальные, то они в той или иной степени одинаково воздействуют на все группы населения. Как только где-то начинают говорить, что наступил кризис, люди начинают это осознавать, даже если происходящее не влияет на их финансовую ситуацию, т.е. их доход, работа и прочее не менялись. Пиком стал март 2009 года, когда правительство говорило населению, что мы находимся в самой низшей точке кризиса, и вот-вот экономика пойдёт в гору, хотя, объективно говоря, все показатели продолжали ухудшаться. И в этот момент все начали экономить. Но при этом, не меняя своего образа жизни. То есть потребитель берет что-то попроще и подешевле, не отказываясь от этого продукта в принципе. Хотя в сфере бытовой техники и электроники ситуация складывалась хуже, поскольку многие люди стали отказываться от приобретения товаров длительного пользования или их обновления.

География российской торговли

В географическом разрезе развитие торговли в современной России имеет два тренда – основной и вспомогательный. Основной тренд состоит в том, что всё основное возникает в Москве и Санкт-Петербурге. А затем, начиная с 2000-ых годов, все оттуда начинает распространяться по стране. Этот тренд состоит из двух векторов движения. Первый – это движение на восток страны. Второй – это движение из столиц в города-миллионники Поволжья и Урала, затем Западной Сибири и так далее, и одновременно в мелкие города, которые находятся недалеко от центров (например, Калуга или Ярославль). Причем движение на восток пока не достигло своего предела – до Иркутска и тем более до Магадана оно пока не очень дошло.

Вспомогательный тренд – это, наоборот, движение из регионов в столицы. Например, крупнейшая в России сеть универсамов эконом класса «Магнит» (первый магазин был открыт в Краснодаре) и крупнейшая российская торговая сеть по продаже бытовой электроники «Эльдорадо» (первый магазин – в Самаре). Эти магазины начинали с маленьких площадей и по мере развития начали увеличиваться и становиться гипермаркетами. Их владельцы ездили за границу и наблюдали иностранный опыт, а затем всё привозили в Россию. В 2000-е, заработав достаточно денег, они стали всё больше и больше приглашать иностранцев. В логистику, в качестве коммерческих директоров, для развития сетей – брали тех людей, которые имели определённый опыт и знали подводные камни.

На вопрос о том, сколько в городах-полумиллионниках может поместиться гипермаркетов с кинотеатрами, нет однозначного ответа, то есть какой-то четкой модели. Потому что это зависит от расположения конкретного города. У нас есть много городов, которые, например, вытянуты вдоль реки. Тот же Волгоград. В таком городе при равном населении можно разместить больше таких торговых центров, чем в городе, чьи основные жилые районы относительно равноудалены от центра. На этот счет, прежде чем строить, проводятся специальные исследования.

На микроуровне один из главных географических трендов – приход мега-моллов в типичные «советские» кварталы. Это оказывает огромное влияние на потребителей и их поведение. Они фактически резко меняют потребительскую ориентацию, несмотря на привычки. Люди очень быстро привыкают к новому. Больше страдают от изменений пожилые люди. Если закрылась дешёвая булочная, то до супермаркета им дойти сложно. Но если вместо булочной рядом открылась «Копейка» или «Пятёрочка», то претензий у них нет.

Торговля как коммуникация

Торговля – это тип коммуникации, обмен сигналами. И понятно, почему торговля в нашей стране так развивалась. В советское время продавец находился в очень сильной хозяйственной и очень низкой культурной позиции по отношению к покупателю и был человеком, с которым тяжело иметь дело. Поэтому стремление убрать его как посредника – это было естественное направление развития.

На следующем этапе, когда начали появляться люди, которые знали, как продавать, то премиальный сегмент стал чётко связан с продавцом. Чем сложнее покупки, тем выше должны быть экспертные качества продавца. На этой позиции человек действительно очень хорошо зарабатывает. Например, булочные, такие как «Волконский», которые сейчас переживают бум, – их стало очень много.

Сейчас наличие консультантов в зале является достаточно дорогой услугой, дополнительным сервисом, который зачастую необходим и достаточно высоко ценится. Как сказал владелец одной крупной сети, работник в зале должен уметь хорошо делать только две вещи: расставлять товар и улыбаться. Кроме того, что это сервис, ты также получаешь консультацию. Когда разнообразие товаров становится столь велико, покупателю начинает хотеться какого-то общения. Начала возникать потребительская культура. Человеческая коммуникация, пусть даже и минимальная, нужна. Эти люди – консультанты в зале – тебе помогают, отвечают на твои вопросы. Речь даже не об «Азбуке вкуса», а о таких магазинах, как «Перекрёсток». Это стало революционным элементом в отношениях людей.

Недавно проведенное глобальное исследование на тему, в какой стране в торговле улыбаются чаще, выяснило, что Россия оказалась на 8-м месте в мире. Это неожиданно, поскольку у нас в культуре нет так называемой «дежурной улыбки» в бытовом общении – и, следовательно, откуда она может появиться в сервисе?! Более того, мы не очень требовательны в этом вопросе. Когда мы входим в магазин и видим продавца, которой широко улыбается, у нас, наоборот, возникает подозрение. У нас улыбку воспринимают серьёзно. Если вы улыбнулись – это значит: что-то уже не так. Но когда к тебе подходят вежливо, внимательно и не очень назойливо, то это позитивно.

Новации потребительского рынка: чего стоит ждать

Сейчас развивается тенденция следующего характера: разработка и внедрение в торговые сети программного обеспечения, позволяющего создавать базы данных о самых разных параметрах и динамике потребления по этим сетям на основании информации о клиентах и их покупках. На товарах существуют штрих-коды, они считываются и попадают в кассовый аппарат, и, следовательно, попадают в единую базу. Одновременно покупателю выдают (бесплатно, например) карту с индивидуальным номером, которая одновременно побуждает ходить именно в этот магазин. И с покупателя считывается вся информация, причём детально – его пол, возраст, социальное положение, место жительства, товары, которые он приобретает, частота совершения покупок, сумма, которую он регулярно тратит, потребительские предпочтения и их изменения. Такая система дает возможность накопить колоссальное количество индивидуализированной информации.

Если готовится открытие магазина в том или ином месте, то здесь место в физическом значении играет очень важную роль. Проводится множество различных исследований, вплоть до того, какие люди живут в данном районе, какие магазины находятся поблизости и многое другое.

На Западе продавцы давно очень подробно изучили своего потребителя и постоянно держат под прицелом текущие и потенциальные изменения в его предпочтениях. В России продавцы начинают перенимать этот опыт. Тем же самым занимаются российские покупатели – перенимают потребительские моды с Запада. Там сейчас существует множество различных движений в сфере потребления, как, например, этического потребления. Это борьба за определённый тип потребления. Борьба за чистые продуты, где не используются ГМО (генетически измененные организмы) и ряд других. В нашей стране это пока почти не развито, но всё еще впереди.

Чего ждать не стоит

Впрочем, некоторые давно устоявшиеся и привычные на Западе параметры потребительского рынка имеют слабые шансы в скором времени распространиться на Россию. На Западе, например, в Испании существуют сети крупных супермаркетов, в которых работает взаимозаменяемый персонал. Т.е. сейчас человек может подметать торговый зал, а через десять минут уже сидеть за кассой, общаться с посетителями, решать какие-то другие вопросы. Цель этой концепции – создание более домашней обстановки в магазине. У нас в стране этот опыт пока не используется. В сетевой торговле в России существует жёсткая дифференциация на группы, которые между собой никак не пересекаются. Для описанной в примере концепции требуется другая мотивационная система, которая для нас пока ещё в новинку. К тому же, у нас в магазинах работники, которые подметают полы, как правило, очень плохо знают русский язык. Поэтому они не смогут заменить кассира, так как на этой должности нужно общаться с клиентами, понимать их, понимать цифры.

Другой пример – формат круглосуточного маленького магазина, распространенный на Западе, в нашей стране не распространён, поскольку у нас эту функцию выполняют универсамы эконом класса. Это комбинированный формат, нечто среднее между супермаркетами и магазинами у дома. Часть дискаунтеров должна позиционироваться как магазин у дома. Но кризис сейчас эту тенденцию, как минимум, приостановил. Магазины у дома со временем тоже станут сетевыми.

В Америке или, например, в Японии эти сети равномерно существуют во всех городах вне зависимости он количества проживающего там населения. У нас в стране так тоже будет, но со временем – существуют географические препятствия. Огромная территория – это очень серьезная проблема. Продукты (по крайней мере, их основная часть) доставляются автотранспортом, и это вряд ли изменится в ближайшее время. Но это, в общем, объективное ограничение. В целом же, за 15 лет российская торговля прошла путь, который в других странах проходили за 50 лет. Поэтому есть основания полагать, что все или почти все, что есть там, у нас появится, только позже.

См. также:

  • Вадим Радаев. Революция в торговле: влияние на потребление и жизнь
  • Вадим Радаев. Зачем хотят отрегулировать розничную торговлю

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”

  • Устройство общества и экономики с точки зрения рынков труда
  • Северная Корея вчера и сегодня
  • Нетиповой объект культурного строительства
  • Индексы раздора
  • Образ новой экономики
  • Революция в торговле
  • Перевод на переломе
  • Наступает ли конец семейного света
  • Сельская школа: оптимизация и модернизация
  • Новая безъязыкость
  • Специфическая компетенция директора школы
  • Негосударственные православные
  • Эффективный контракт для российского образования
  • Философия в постсоветскую эпоху и угроза масс-медиа
  • Кризис Соцфака МГУ или российской социологии?
  • Чему не учит география
  • ЕГЭ: индустрия и смысл
  • ЕГЭ: от идеологии к технологии
  • ТСЖ и стихийное пробуждение правосознания
  • Между миссией и медиа: православные СМИ в России
  • Как формируется миграционная политика
  • Стихийный либерализм и демократия налогоплательщика
  • Русский язык и принудительная социализация
  • Церковь как социальный проект
  • Усыновление: дети на миллиард долларов
  • Чего хочет "простой человек"?
  • Как закончится безыдейная эпоха
  • Бедность и гордость
  • О необходимости конфликтов
  • Контроль за ресурсами и спрос на "большие идеи"
  • Борьба за русский национализм
  • Вера в несправедливость мира и экономический рост
  • Третий Рим или второй Суслов?
  • Россия и Запад: трудности перевода
  • “Соотечественники” за рубежом: есть ли Отечество?
  • Преемственность-2008: плановая катастрофа
  • Жилищная программа и социальная революция
  • Государство, олигархи и деньги гражданского общества
  • Коррупция, гражданское общество и Россия сущностей
  • Образование: реформа и трансформация
  • Последняя жизнь административного рынка
  • Реформа армии всерьез
  • Фашисты и нацпроекты
  • Россия-2006: ситуация


читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).