Следствие и Генпрокуратура не смогли убедить присяжных в виновности подсудимых по делу об убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской. Коллегия присяжных в Московском окружном военном суде единогласно оправдала всех четверых обвиняемых. После оглашения вердикта бывший сотрудник столичного УБОПа Сергей Хаджикурбанов, жители Чечни братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы, а также подполковник ФСБ Павел Рягузов, которого обвиняли в «сопутствующем преступлении», были освобождены из-под стражи в зале суда.
Адвокат Махмудовых Мурад Мусаев сказал, что «справедливость восторжествовала», а присяжные «проявили принципиальность». Генпрокуратура уже заявила, что будет обжаловать оправдательный вердикт. Отметим, что решение присяжных может быть отменено лишь в том случае, если будет установлено, что процесс проходил с нарушениями. Генпрокуратуре, скорее всего, удастся добиться пересмотра дела, поскольку процесс по «делу Политковской» постоянно сопровождался скандалами, в том числе и процессуального характера.
Накануне присяжным раздали список вопросов, на которые они должны были ответить при вынесении вердикта. Из 17 вопросов 10 касались убийства Анны Политковской, а остальные – касались эпизода, связанного с похищением избиением Рягузовым москвича Эдуарда Поникарова. Касательно убийства Политковской присяжным предлагалось ответить на вопрос: «Имело ли место событие преступления – убийство Анны Политковской 7 октября 2006 года?» После чего следовало девять вопросов – по три на каждого из обвиняемых. А именно участвовал ли такой-то подсудимый в данном преступлении и виновен ли в нем? А если виновен, то заслуживает или нет снисхождения?
Из всех этих вопросов присяжные положительно ответили только на вопрос о том, имело ли место убийство Политковской.
Семья Анны Политковской продолжает требовать найти настоящих убийц журналистки. Как сообщила «Эху Москвы» представитель семьи Политковской Карина Москаленко, «мы требуем, и мы этого добьемся». «Для потерпевшей стороны самое главное – заявить, что хваленые результаты расследования, о которых рапортовала Генпрокуратура, вылились в оправдательный вердикт. Исполнитель преступления не найден. Заказчик не установлен».
«Мы с самого начала говорили о неэффективности расследования», – заявила адвокат.
В ходе суда доказательствами вины подсудимых служили в основном детализации телефонных переговоров между ними, которые даже само следствие считает не прямыми, а косвенными уликами.
Тем не менее, сказала Москаленко, потерпевшие не будут обжаловать вердикт присяжных. Хотя сын Анны Политковской Илья заявил, что, по его мнению, те, кто был на скамье подсудимых, так или иначе причастны к убийству. Того же мнения придерживается и шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов, однако, по его словам, в газете «уважают вердикт присяжных, каким бы он ни был».
Освобожденные фигуранты дела Политковской провели под стражей полтора года. Следователи считают, что бывший сотрудник Управления по борьбе с организованной преступностью МВД России Хаджикурбанов организовал убийство журналистки. По версии обвинения он создал преступную группу, распределил роли, спланировал покушение, приобрел газовый пистолет, который переделал в огнестрельный и передал его киллеру. Незадолго до дня убийства Анны Политковской Хаджикурбанов вышел из следственного изолятора, где содержался в связи обвинением в служебных преступлениях. Чеченцев братьев Махмудовых называют пособниками. Прокуратура утверждает, что Джабраил Махмудов участвовал в слежке за журналисткой, а в день убийства привез киллера к ее дому. Ибрагим якобы дожидался, когда мимо него проедет автомобиль Политковской, а затем сообщил киллеру, что совсем скоро она будет дома.
Убийцей в прокуратуре называют старшего из братьев Махмудовых – Рустама. Он объявлен в международный розыск.
Подполковника ФСБ Павла Рягузова вначале пытались арестовать как соучастника убийства журналистки, однако в итоге ему предъявили обвинение, с убийством никак не связанное. Эфэсбешника оказался под судом за превышение должностных полномочий и вымогательство. Следствие утверждает, что в 2002 году Рягузов вместе с Хаджикурбановым похитил и избил Эдуарда Поникарова, требуя за его освобождение $10 тысяч. Поскольку, по версии следствия, Рягузов превышал и вымогал вместе с Хаджикурбановым, дела объединили.
См. также: Марьяна Торочешникова. Раскрыто ли убийство Анны Политковской. Комментарий из зала суда