В Свердловской области продолжают умирать воспитанники Нижнетуринского дома-интерната для умственно отсталых детей, расположенного в поселке Елькино около закрытого города Лесной. В минувшее воскресенье, 28 февраля, из-за вспышки острой кишечной инфекции, которая вызывается антисанитарией, заболели 33 воспитанника, девять попали в больницы, двое детей - 11 и 12 лет - умерли. Они весили 10 и 12 килограммов.
В доме-интернате введен карантин. Возбуждено уголовное дело по статье "выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей" (до 10 лет тюрьмы). В качестве свидетелей допрошены сотрудники детского дома, назначены судебные экспертизы.
Губернатор Свердловской области Александр Мишарин создал специальную комиссию во главе с председателем правительства региона Анатолием Грединым, которой поручен контроль над ситуацией в детском доме. Накануне состоялось ее первое заседание с участием представителей прокуратуры Свердловской области.
Как сообщила пресс-служба министерства здравоохранения Свердловской области, 1 марта в центральной медико-санитарной части № 91 Федерального медико-биологического агентства скончалась 11-летняя воспитанница Нижнетуринского дома-интерната . По данным свердловского минздрава, девочка умерла не от инфекции - "причиной смерти явились нейродистрофический сидром, тяжелый комбинированный врожденный порок сердца в стадии декомпенсации на фоне органического поражения центральной нервной системы и синдрома Дауна".
В доме-интернате находятся 147 детей-инвалидов от 6 до 15 лет с органическим поражением центральной нервной системы, из которых 95 - "лежачие", требующие постоянного ухода. Погибшая 11-летняя девочка весила всего 8 килограммов. Ранее министр здравоохранения Свердловской области Аркадий Белявский заявил, что дети-инвалиды, проживающие в интернате, очень слабы и редко доживают до 18 лет.
Воспитатели интерната считают, что дети, вес которых не превышал и 10 - 12 килограммов, все равно погибли бы от тяжелых заболеваний. "Весной и осенью с такими детьми бывает обострение, - приводит Life News слова сестры-хозяйки Клавдии Шариковой. - Дети есть дети. Что ж тут поделаешь? К тому же это не просто дети, они ведь дети-идиоты. Больные".
Между тем главный научный сотрудник Центра здоровья детей РАМН профессор Ксения Семенова сказала в интервью "Времени новостей": "Тот факт, что умершие дети в своем возрасте весили всего десять и 12 килограммов, говорит о том, что их фактически не кормили, поэтому иммунитет у них был настолько низкий, что они не могли перенести болезнь". По словам дефектолога с многолетним стажем работы именно с детьми, страдающими ДЦП, "живут такие пациенты тяжело, трудно, но долго - до 45 и более лет". С одним лишь условием: их надо кормить.
Уральских детей обворовывают как в питании, так и в том, что касается соблюдения санитарно-гигиенических норм, считает председатель правления общественной организации "Содействие защите прав инвалидов с последствиями ДЦП" Людмила Молчанова. "Умершие дети в этом интернате просто голодали", - уверена она.
Вспышки инфекции в Нижнетуринском интернате случались и раньше - в 2001, 2002 и 2003 годах. К примеру, вспышка дизентерии 2002 года, когда заболели 48 детей и четверо сотрудников произошла из-за некачественной питьевой воды, используемой в интернате.
Вспышку кишечной инфекции в 2003 году, по данным регионального информационного портала АПИ, руководство интерната пыталось скрыть и лечило детей нелегально прямо в интернате. Главный врач центра госсанэпиднадзора №91 города Лесного Евгений Мирошкин говорил тогда, что причиной очередной вспышки инфекции стали нарушение организованного питьевого режима, низкая культура у сотрудников и безответственный подход к работе. Он же отмечал переуплотненность интерната детьми и низкую укомплектованность персоналом. По словам Мирошкина, ожидалось, что будет ставиться вопрос о закрытии интерната.
Однако этого, как видно, не произошло. В июле прошлого года прокуратура Свердловской области внесла представление об устранении нарушений прав детей-инвалидов сразу в нескольких местных интернатах. Речь шла о Карпинском детском доме-интернате, Нижнетуринском детском доме-интернате для умственно отсталых детей и Екатеринбургском детском доме-интернате для умственно отсталых детей.
В представлении прокуратуры говорилось в том числе о нарушениях имущенственных прав детей. Так, более 100 воспитанников Карпинского детского дома-интерната и Нижнетуринского детского дома-интерната не имеют закрепленного за ними жилья, администрации этих учреждений не обращались в муниципальные образования с документами для постановки детей на внеочередное получение жилья. Например, в квартире, закрепленной за 11-летней воспитанницей учреждения, без оформления документов о передаче жилья в аренду на момент проверки проживали граждане республики Азербайджан, никем не приходящиеся девочке.
Но самым существенным нарушением, выявленным в ходе проверки, прокуратура назвала то, что администрации Карпинского и Нижнетуринского интернатов незаконно снимали деньги с личных счетов воспитанников. Эти деньги шли на приобретение технических средств реабилитации, моющих средств, хозяйственного мыла, порошка, зимней одежды и обуви, то есть на те вещи, которыми воспитанники учреждений должны были обеспечиваться бесплатно. Кроме того, иногда деньги детей-инвалидов использовались на покрытие недостач по актам ревизий.
В ряде случаев, писала прокуратура, незаконное снятие денег со счетов воспитанников обусловлено нехваткой бюджетных средств, выделяемых учреждениям. Так, в 2009 году Карпинскому дому-интернату деньги на предметы и средства личной гигиены, а также памперсы вообще не выделялись, хотя выделение их Министерством социальной защиты населения Свердловской области планировалось.