будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Олег Кашин
Июль 8, 2025
Страна

Одиночество медиа и Кашин

Одиночество медиа и Кашин
oproos

“Очередное циничное криминальное преступление произошло в Москве в прошедшие праздники. Общественность — и отечественная, и зарубежная — уже донесла до Вас не только свое возмущение, но и требование встать на путь усиления ответственности за преступления против представителей СМИ. В эти же выходные на Кубани зверски убита целая семья — три поколения, включая двоих малолетних детей. Но никто не призвал Вас к личному контролю и не организовал пикеты возле офисов правоохранительных органов. Потому что это наша повседневная реальность, «бытовуха», которую общественность ошибочно не связывает с государственной политикой», - пишет в открытом письме на имя президента России член Общественной палаты Ольга Костина. Далее Костина полагает, что необходимо побороть криминальный беспредел, напоминает о жуткой статистике убийств в России и завершает письмо соображением, что нужно «начать работу над созданием национального плана по борьбе с преступностью и организацией совета по реформе правосудия, действующего на постоянной основе». Сайт ОП, к сожалению, большую часть дня был недоступен для пользователей, но покуда работал, текст там висел.

Это, стало быть, «журналист по профессии» (цитата из письма Костиной) и правозащитница сетует на   криминальный беспредел. Тем самым подчеркивает, что и в нападении на журналиста «Коммерсанта» Олега Кашина имеется преимущественно криминальная составляющая, и приравнивает это «циничное преступление» к трагедии в Краснодаре. Что может быть сочтено небессмысленным высказыванием, но немного странным. Если уж по существу разбираться, то как это «никто не призвал к личному контролю»? Вот ведь же Костина и призывает? Или она все-таки просто хочет сказать, что нападение на Кашина столь же малозначимо и президентский контроль там не требуется? Можно же понять и так.

«Так почему защищать надо только журналистов?» - пишет Костина и говорит следом о защите всех граждан, каковая прописана в Конституции. Опять-таки — правильно. Однако, призывая ко всему хорошему против всего плохого и требуя срочно всех защитить от криминала, автор открытого письма де-факто уравнивает криминал и «криминал». Очевидно, что причиной убийства в Краснодаре тоже могла стать профессиональная деятельность хозяина дома Серевера Аметова, кого-то из его гостей. Правда, LifeNews, ссылаясь на правоохранителей, пишет, что причиной жестокого убийства могли стать значительные карточные долги Аметова. Внимание к жестокому убийству в Краснодаре со стороны властей очень значительное (здесь Костина лукавит) - губернатор Краснодарского края Александр Ткачев уже встретился с главой Следственного комитета России Бастрыкиным и пообещал найти убийц. Телевыпуски рассказывали об обеих трагедиях.

Костина, по сути, воспроизводит реакцию «горячих» (или наоборот — излишне политтехнологически заряженных) голов из блогосферы, обвиняющих всех и вся в том, что «не только журналистов убивают и на Кашине свет клином не сошелся». Понятно, что Олег Кашин в российском ЖЖ - фигура заметная, отсюда реакция блогосферы. Ясно, что присутствует некоторая доля журналистского корпоративизма, отсюда множество статей и репортажей. Да, журналистам страшно — за коллегу и за себя. Многих журналистов связывают с Олегом Кашиным дружеские отношения, именно они в первую очередь, а не желающие пропиариться на трагедии политические активисты, в чем уверяют провластные блоггеры, призвали к пикетированию ГУВД.

Различение журналистов

Что, естественно, не отменяет необходимости а) расследовать все дела, б) понять, чем нападение на Олега Кашина отличается от настоящего криминала. Если у журналиста вытащили телефон в общественном транспорте или обворовали квартиру — есть все основания полагать — это криминал. Однако для Дмитрия Медведева очевидно, что нападение на Кашина не было ограблением. Для публики из серии «задолбал Кашин» это почему-то неочевидно. Меж тем, Олег Кашин не был ограблен, у него были сломаны пальцы, били его профессионально и быстро. Пока все указывает на профессиональную деятельность в качестве мотива преступления. Или же публичную, если мотивом преступления были записи в блоге.

Чем эта деятельность сущностно отличается от деятельности предпринимателя, слесаря, врачей и учителей? Тем, что за профессиональную деятельность всех вышеперечисленных (помимо предпринимателей) пытаются «наказать» реже. И чаще всего представители иных, «нежурналистских» профессий если и страдают, то за плохое исполнение своих должностных обязанностей (пример со швейцарским диспетчером).

Убитый или избитый журналист, судья или правозащитник — как правило, выполняет свой профессиональный долг хорошо, за что и страдает (иначе, в чем смысл?). Каковой долг заключается в работе на благо общества, а не исключительно на благо бизнеса и семьи. Пафосно, не всегда и не у всех соответствует действительности (многие политтехнологи и политические активисты тоже позиционируются как журналисты, да и просто «продажных журналистов» немало), но факт. Это своего рода вторая степень признания журналистского таланта, простите за цинизм, - попасть в больницу путем контакта с «благодарными читателями» (высшая — быть убитым). Некогда, еще в девяностые, лучшим медиа-менеджером признали Владислава Листьева, журналистом-расследователем - Дмитрия Холодова, почти признали Василия Уткина лучшим комментатором страны, а Отара Кушанашвили — лучшим обозревателем шоу-бизнеса.

Убивают еще и силовиков. О трагически погибших на посту милиционерах и других служителях закона должно и нужно рассказывать, а ими - восхищаться (делают это, как представляется, недостаточно). Однако здесь тоже есть много раз отмеченный нюанс — риск для жизни милиционера понятен изначально и прописан в различных формах его защиты, вплоть до разрешения носить оружие для самообороны и всяких программ защиты сотрудников и их семей. У журналистов, судей и правозащитников таких привилегий не имеется.

Поэтому прямо сравнивать разные преступления (попытку убийства Олега Кашина и убийство на Кубани) некорректно. А обсуждение в духе «вообще убивают всех» по существу вроде бы правильно, но содержательно бессмысленно (разговоры «за все хорошее» ничего на выходе не имеют).

Другое дело, что сами инвективы «это журналисты все только о своем» в определенном смысле справедливы. А именно: обществом — что бы ни понимать под этим многозначным словом - не востребована качественная, тем более, расследовательская журналистика. Ему — обществу — неинтересно знать про страну, в которой оно живет, и про государство, которое в этой стране существует. Тиражи газет как упали после Перестройки, так и не растут. Рейтинги теленовостей упали после медиа-войн конца 90-х - начала 2000-х - и опять-таки не берут особых высот. Писем в газеты более почти не пишут. Журналистское сообщество просто отражает обществу его же интересы — рассказывает про криминал и ставит в эфир развлекательные программы. Покуда общество (за исключением медиа-тусовки) почти не возмущается вслух фактами беспредела, общественный запрос зачастую в медиа и формулируется - где-то же это должно происходить. И поэтому обсуждение нападения на журналиста получается более бурным, ведь значительной части широких народных масс плевать и на убитых на Кубани, и на убитых журналистов по всей стране.

В этом смысле бесполезны призывы некоторых представителей медиа к забастовкам по тому или иному поводу - пустые страницы газет не испугают ни общество, ни власти, ни бизнес. Властям (по крайней мере, некоторым их представителям и некоторое время) даже хорошо бы жилось без крикливых и не в меру активных журналистов.

Имеется, правда, интерес к журналистике у власть имущих и шире. СМИ используются как канал донесения сигналов до конкурентов, доносов начальству, борьбы кланов и т.д. Одной из специфических форм этого интереса и является силовое воздействие на представителей СМИ. Здесь призывы к ужесточению наказания за нападения на журналистов не слишком помогут, заказчиков-то не находят. Покуда есть спрос — будет и предложение.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).