будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
офшор Юрий Трутнев
Май 12, 2025
Страна
Быков Антон

Офшор по-русски

Офшор по-русски
TRU600-450
Полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе. вице-премьер Юрий Трутнев. Источник: Правительство РФ

Полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе, вице-президент Юрий Трутнев поддержал идею создания офшорной зоны на территории России. Начиная с 90-х годов практически все попытки создания особых режимов для привлечения инвесторов в субъекты РФ, так или иначе, провалились. На прошлой неделе началось свертывание особых экономических зон (ОЭЗ), но власти по-прежнему возлагают надежды на территории экономического развития (ТОР). По мнению экспертов, многочисленные законодательные и регулирующие препоны, отсутствие правовых гарантий и плохой инвестиционный климат вряд ли позволят России успешно влиться в офшорный клуб.

«Практика офшорных территорий существует во всем мире. Если другие государства считают возможным перетягивать налоговый потенциал путем предоставления налоговых преференций, то в общем тем же самым можно заниматься и у нас в РФ», — сказал Трутнев, выступая на заседании Наблюдательного совета Свободного порта Владивосток.

Первые офшорные зоны в России появились в середине 90-х вместе с особыми экономическими зонами. Офшоры, как правило, создавались в небольших республиках или автономных округах и действовали только внутри страны. Они, прежде всего, служили для организации экономических отношений между регионами и крупными компаниями.

 
Ловля рыбы в свободной экономической зоне. youtube.com

Внутренние офшоры отличаются от классических тем, что не предполагают выход капиталов за пределы страны и пользуются особенностями территориального деления России на субъекты. В 1994 году были учреждены зона экономического благоприятствования в Ингушетии и зона льготного налогообложения в Калмыкии. Позже внутренние офшоры появились в Алтайском крае, Мордовии, Бурятии, на Чукотке, в Шаховском районе Московской области и еще в нескольких регионах.

Чтобы организовать внутреннюю офшорную зону, региональные власти должны отменить или предоставить льготу по местным и федеральным налогам для юридических лиц, которые зарегистрированы на территории субъекта, но ведут свою деятельность за его пределами. В первую очередь во внутренних офшорах был заинтересован российский бизнес, который использовал эту практику для оптимизации налогообложения.

Больше всего в офшорных зонах бизнес привлекала возможность освобождения от налога на прибыль по усмотрению местных властей. В декабре 2003 года Совет Федерации отменил инвестиционную льготу по налогу на прибыль, а через два года был принят закон «Об особых экономических зонах», который упразднил все ранее существовавшие зоны ОЭЗ. Вместе с ними были упразднены и внутренние офшоры. Исключение составила только Калининградская область, где установлены льготы для резидентов особых экономических зон.

Главное отличие офшоров (классических и внутренних) от особых экономических зон заключается в том, что в ОЭЗ льготы предоставляются за ведение деятельности на территории региона регистрации. Эта деятельность, как правило, определяется законодательством и рассчитана на длительный срок. Трутнев, рассуждая об актуальности создания новых офшорных зон в России, совершенно верно указал на то, что Свободный порт и территория опережающего развития на Дальнем Востоке — это преференциальные зоны, которые не имеют отношения к офшорам. Между ОЭЗ и ТОР есть свои различия, но не такие принципиальные. Как объяснял управляющий партнер компании EY по России Александр Ивлев, ТОР — «не просто площадки с налоговыми преференциями, а целая концепция социально-экономического развития, поддержанная инфраструктурными проектами».

Работа над ТОР началась в 2013 году после того, как президент Владимир Путин, выступая перед Федеральным собранием, объявил развитие Сибири и дальнего Востока абсолютным приоритетом. В том же году премьер-министр Дмитрий Медведев вспомнил о практике офшоров и предложил применить ее на Дальнем Востоке, добавив, что это может помочь вернуть российские деньги из других офшоров. Правительство даже собиралось всерьез рассмотреть этот вариант, но, в конечном счете, инициативу Медведева отложили в долгий ящик.

Создание территорий опережающего развития стало в общей сложности четвертой попыткой властей пойти по китайскому пути развития, за счет развития субъектов-локомотивов, отмечают эксперты. Главным образом ТОР должен был покрыть все предыдущие попытки властей привлечь в страну инвесторов условиями особых режимов, которые не увенчались успехом.

Согласно докладу главы контрольного управления президента Константина Чуйченко, с 2006 года на 33 ОЭЗ потрачено 186 миллиардов рублей, из которых 24 миллиарда так и не были освоены, а налоговые и таможенные платежи из зон в целом составили 40 миллиардов рублей. По подсчетам госаудиторов, за всю историю существования ОЭЗ было создано всего 18 тысяч рабочих мест с расходами более 10 миллионов рублей на место.

9 июня 2016 года газета «Коммерсантъ» написала, что поручением Владимира Путина в России прекращается создание новых ОЭЗ, 10 площадок будут закрыты, остальные передадут регионам. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил, что институт ОЭЗ оказался крайне неэффективным и дорогостоящим при нулевом КПД. При этом он подчеркнул, что это не касается территорий экономического развития, которые, наоборот, «рекомендовали себя хорошо».

 
Порт. Фото:youtube.com

Сегодня в мире насчитывается около 50 офшорных зон, и Россия вряд ли найдет себе место среди них, считают эксперты. Невыгодное налогообложение, плохой инвестиционный климат, репутация регулирующих органов и отсутствие правовых гарантий вряд ли будут способствовать успешной интеграции в офшорный клуб, несмотря на то, что потоки мирового капитала плавно смешаются на восток.

Однако Трутнев уверен, что вопрос о создании офшора в России еще не закрыт. «На эту тему надо думать. Мы живем в конкурентном пространстве. И если другие страны на себя тянут одеяло, и нам надо со своей стороны упираться, а то стянут совсем», — отметил полпред.

Быков Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).