Полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе, вице-президент Юрий Трутнев поддержал идею создания офшорной зоны на территории России. Начиная с 90-х годов практически все попытки создания особых режимов для привлечения инвесторов в субъекты РФ, так или иначе, провалились. На прошлой неделе началось свертывание особых экономических зон (ОЭЗ), но власти по-прежнему возлагают надежды на территории экономического развития (ТОР). По мнению экспертов, многочисленные законодательные и регулирующие препоны, отсутствие правовых гарантий и плохой инвестиционный климат вряд ли позволят России успешно влиться в офшорный клуб.
«Практика офшорных территорий существует во всем мире. Если другие государства считают возможным перетягивать налоговый потенциал путем предоставления налоговых преференций, то в общем тем же самым можно заниматься и у нас в РФ», — сказал Трутнев, выступая на заседании Наблюдательного совета Свободного порта Владивосток.
Первые офшорные зоны в России появились в середине 90-х вместе с особыми экономическими зонами. Офшоры, как правило, создавались в небольших республиках или автономных округах и действовали только внутри страны. Они, прежде всего, служили для организации экономических отношений между регионами и крупными компаниями.
Внутренние офшоры отличаются от классических тем, что не предполагают выход капиталов за пределы страны и пользуются особенностями территориального деления России на субъекты. В 1994 году были учреждены зона экономического благоприятствования в Ингушетии и зона льготного налогообложения в Калмыкии. Позже внутренние офшоры появились в Алтайском крае, Мордовии, Бурятии, на Чукотке, в Шаховском районе Московской области и еще в нескольких регионах.
Чтобы организовать внутреннюю офшорную зону, региональные власти должны отменить или предоставить льготу по местным и федеральным налогам для юридических лиц, которые зарегистрированы на территории субъекта, но ведут свою деятельность за его пределами. В первую очередь во внутренних офшорах был заинтересован российский бизнес, который использовал эту практику для оптимизации налогообложения.
Больше всего в офшорных зонах бизнес привлекала возможность освобождения от налога на прибыль по усмотрению местных властей. В декабре 2003 года Совет Федерации отменил инвестиционную льготу по налогу на прибыль, а через два года был принят закон «Об особых экономических зонах», который упразднил все ранее существовавшие зоны ОЭЗ. Вместе с ними были упразднены и внутренние офшоры. Исключение составила только Калининградская область, где установлены льготы для резидентов особых экономических зон.
Главное отличие офшоров (классических и внутренних) от особых экономических зон заключается в том, что в ОЭЗ льготы предоставляются за ведение деятельности на территории региона регистрации. Эта деятельность, как правило, определяется законодательством и рассчитана на длительный срок. Трутнев, рассуждая об актуальности создания новых офшорных зон в России, совершенно верно указал на то, что Свободный порт и территория опережающего развития на Дальнем Востоке — это преференциальные зоны, которые не имеют отношения к офшорам. Между ОЭЗ и ТОР есть свои различия, но не такие принципиальные. Как объяснял управляющий партнер компании EY по России Александр Ивлев, ТОР — «не просто площадки с налоговыми преференциями, а целая концепция социально-экономического развития, поддержанная инфраструктурными проектами».
Работа над ТОР началась в 2013 году после того, как президент Владимир Путин, выступая перед Федеральным собранием, объявил развитие Сибири и дальнего Востока абсолютным приоритетом. В том же году премьер-министр Дмитрий Медведев вспомнил о практике офшоров и предложил применить ее на Дальнем Востоке, добавив, что это может помочь вернуть российские деньги из других офшоров. Правительство даже собиралось всерьез рассмотреть этот вариант, но, в конечном счете, инициативу Медведева отложили в долгий ящик.
Создание территорий опережающего развития стало в общей сложности четвертой попыткой властей пойти по китайскому пути развития, за счет развития субъектов-локомотивов, отмечают эксперты. Главным образом ТОР должен был покрыть все предыдущие попытки властей привлечь в страну инвесторов условиями особых режимов, которые не увенчались успехом.
Согласно докладу главы контрольного управления президента Константина Чуйченко, с 2006 года на 33 ОЭЗ потрачено 186 миллиардов рублей, из которых 24 миллиарда так и не были освоены, а налоговые и таможенные платежи из зон в целом составили 40 миллиардов рублей. По подсчетам госаудиторов, за всю историю существования ОЭЗ было создано всего 18 тысяч рабочих мест с расходами более 10 миллионов рублей на место.
9 июня 2016 года газета «Коммерсантъ» написала, что поручением Владимира Путина в России прекращается создание новых ОЭЗ, 10 площадок будут закрыты, остальные передадут регионам. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил, что институт ОЭЗ оказался крайне неэффективным и дорогостоящим при нулевом КПД. При этом он подчеркнул, что это не касается территорий экономического развития, которые, наоборот, «рекомендовали себя хорошо».
Сегодня в мире насчитывается около 50 офшорных зон, и Россия вряд ли найдет себе место среди них, считают эксперты. Невыгодное налогообложение, плохой инвестиционный климат, репутация регулирующих органов и отсутствие правовых гарантий вряд ли будут способствовать успешной интеграции в офшорный клуб, несмотря на то, что потоки мирового капитала плавно смешаются на восток.
Однако Трутнев уверен, что вопрос о создании офшора в России еще не закрыт. «На эту тему надо думать. Мы живем в конкурентном пространстве. И если другие страны на себя тянут одеяло, и нам надо со своей стороны упираться, а то стянут совсем», — отметил полпред.