Отставка министра здравоохранения Татьяны Голиковой, которая состоится после выборов, - вполне закономерный шаг. Глава Минздрава — расстрельная должность и требует ротации минимум раз в политический цикл. Впрочем, кроме чисто политического эффекта иных значимых результатов у отставки не будет.
Политические элиты уже как бы перешагнули глубоко формальную процедуру выборов президента и начали строить те или иные планы на будущее, Наиболее явным свидетельством тому участившиеся разговоры о персональном составе правительства, которое будет сформировано только в мае. Казалось бы — неопределенности более чем достаточно: выборы еще не прошли, еще недавно многие вполне провластные спикеры тихо поговаривали о возможности и даже желательности победы Путина только во втором туре, реакция тех же «рассерженных горожан» на выборы ожидается бурной и с не до конца ясными последствиями. Иными словами: имеется ряд развилок, в каждой из которых возможно такое переформатирование будущего кабинета министров, что мало никому не покажется, вплоть до полной смены персоналий в правительстве.
Однако и публично, и кулуарно обсуждаются именно некие кадровые расклады. Причем под соусом «решение почти принято», «такой-то — не жилец», «чиновник А определенно переберется в Белый дом вслед за Дмитрием Медведевым».
Строго говоря, процесс кадровой перетасовки и пересадок уже стартовал в декабре, когда в Кремль были делегированы сразу два вице-премьера — Сергей Иванов и Вячеслав Володин, Сергей Нарышкин стал спикером Госдумы, а Владислав Сурков и Дмитрий Рогозин отправились работать в правительство. Однако если те перестановки готовились в обстановке полной секретности, то грядущая перетряска вовсю обсуждается открыто. СМИ уже «уволили» главу Росмолодежи Василия Якеменко, «убрали» с поста замглавы АП Алексея Громова, объединили министерства транспорта и связи в один орган. Теперь настала пора Минздравсоцразвития: его вроде бы собираются разделить на «трудовое» и «здравоохранительное» министерства.
Безусловно, журналисты частенько ошибаются, когда описывают процесс реформирования того или иного ведомства и персональную кадровую судьбу того или иного персонажа из элитаристского террариума. Проблема здесь не только в желании выдать «горяченькое», не проверив все до конца, и даже не в значительной непрозрачности принятия кадровых решений, но и в том, что любой расклад переигрывается не по одному разу, а окончательное решение принимается едва ли не в момент подписания документа о назначении.
Однако казус Минздрава и его главы Татьяны Голиковой, которой источники «Ведомостей» напророчили отставку, весьма вероятно проходит по разряду «так оно и будет». Социалка — та чувствительная в смысле политики сфера, где смена кадров раз в политический цикл неизбежна, поскольку число недовольных, вне зависимости от реальных успехов или провалов профильного ведомства, стабильно велико.
И Зурабов мог быть сколь угодно хорошим профессионалом, но общественное мнение долго жаждало его крови. И дождалось ровно под прошлые думские выборы, когда в сентябре 2007 года правительство Фрадкова было точечно зачищено от самого премьера и нескольких министров.
Причем, даже в отличие от Фурсенко ее антирейтинг в прошлом году рос. По данным ВЦИОМ, в январе 2011 года ее деятельность не одобряли 31 процент опрошенных, а к сентябрю этот показатель вырос на 10 процентов. За тот же период число одобрявших деятельность министра упало с 32 до 20 процентов.
Такая динамика делает позиции Голиковой крайне уязвимыми — фактически ее могли уволить вообще в любой момент. Однако она досидит уже до выборов и лишь потом, по всей вероятности, лишится своего поста.
С точки зрения фактической отставка не столь важна: маловероятно, что следующий министр — будь им хоть гибрид докторов Рошаля и Бокерия — что-то существенно улучшит в малоэффективной сфере здравоохранения. А любое ее реформирование популярность нового министра с неизбежностью обнулит.
Поэтому и Владимир Путин, когда писал о социальной сфере, очень аккуратно выбирал выражения. Никаких «реформ», но лишь «реорганизация для повышения эффективности». И «каждый рубль должен работать на справедливость» - ни придерешься. То, что механическим расчленением Минсоцздрава на два министерства и отставкой Голиковой проблема неэффективности не решается — очевидно. Однако обнародуй действующий премьер какую-либо внятную реформу в социальной сфере — популярности ему бы это точно не прибавило. Впрочем, в мае у него появится возможность свалить вину за провалы и реформы на правительство, которое, как ожидается, возглавит Дмитрий Медведев.