«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. О проблемах местного самоуправления в условиях Москвы говорит председатель совета Центра экономического и финансового консалтинга Олег Александров.
Я занимаюсь разработкой стратегии не Москвы, а соседнего города, Калуги. Там тоже возникают вопросы о стыках и расширении территорий, тем более что Москва как раз расширяется в сторону Калуги. Есть проблема с отбором наиболее качественных кадров Москвой и недостатком собственных кадров. Но я буду говорить о Москве.
Первое. Мне кажется, есть идеализация местного самоуправления как понятия. С точки зрения терминологии самоуправление у нас не сложилось. Москва – очень крупный мегаполис. И местное самоуправление считает себя не самоуправлением, а местной властью. Но местная власть и местное самоуправление – очень большая разница.
Поведение тех, кто называет себя местным самоуправлением, строится исходя из поведения местных властей. Они себя воспринимают представителями власти, и жители их так воспринимают. Все это напоминает местных князьков, они отрываются от жителей. Поэтому я бы не идеализировал понятие местного самуправления. Возможно, форма ТОС действительно хороша – там хотя бы люди друг друга знают. А вот в самоуправление в крупных районах я не верю.
Второй тезис. Что и кого считать проживающими в московской агломерации? Сейчас большая доля жителей, зарегистрированных в столице, в ней не живут. Это владельцы дачных участков, новых коттеджных поселков, которые мы не видим, не замечаем. Они располагаются в Московской области, в Калужской, Ярославской области и т.д., - москвичи живут везде. Они ездят на работу в Москву, а живут вне черты города. Кроме того, возникает вопрос с дорогами, с инфраструктурой, ЖКХ. Региональные власти не считают таких людей своими жителями: они не зарегистрированы на территориях, где проживают, ими никто не занимается, вот и пусть, дескать, сами решают свои проблемы. Юридически населенных пунктов, где они живут, просто нет. На самом деле это все московская агломерация. Ее границы должны быть не географическими: Москва – это там, где проживают зарегистрированные в Москве жители.
Ведь это уже не дачи, а населенные пункты нового типа. Поэтому нужно думать о понятии московской агломерации в более широком смысле и юридически оформить новые населенные пункты. Ведь сейчас их нет, а значит, нет и местного самоуправления: этих жителей никто не считает, в выборах они не участвуют, ЖКХ их проблемами не занимается. Тем не менее, на дачных участках можно регистрироваться. С учетом роста малоэтажного строительства таких территорий будет становиться все больше.
И последний момент. Как правило, в различных субъектах федерации местное самоуправление не самостоятельно с точки зрения принятия решений. Принимается стратегия на уровне региона, а муниципальных стратегий нет. И никто их не спрашивает, как они хотят развивать свои районы. Муниципалитеты получают указание из региона: «Вот мы решили, как вы будете развиваться до 2025 года». И местное самоуправление воспринимает это как данность.
Надо подумать, нужны ли вообще муниципальные стратегии с учетом нашего обсуждения, и какова будет их роль в реализации общей стратегии развития Москвы и московской агломерации. Сейчас в Москве разрабатываются госпрограммы, часть из них уже приняты. В отсутствие стратегии. Будут ли аналогичные программы разрабатываться и реализовываться на уровне муниципальных образований – большой вопрос.