будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
общество
Июнь 14, 2025
Страна

Олег Буклемишев: «Нет никаких гарантий, что серый импорт — надежное решение»

Олег Буклемишев: «Нет никаких гарантий, что серый импорт — надежное решение»
1DS_0784-1-683x1024
Олег Буклемишев

Более 500 международных брендов приняли решение полностью уйти с российского рынка. При этом более пяти тысяч наименований больше нельзя будет встретить на полках магазинов: это не только продукты, но и одежда, косметика, электроника, средства гигиены и многое другое. Только за весну ассортимент товаров в российском ритейле сократился на 23 %, по данным компании NielsenIQ.

Мы обсудили госполитику в сфере ритейла и уход международных брендов с Олегом Буклемишевым — директором Центра исследования экономической политики Экономического факультета МГУ. У экономиста отнюдь не радужные прогнозы.

— Уход мировых игроков из ритейла Россия еще не видела. Почему уходят бренды? Здесь дело только в имиджевых потерях?

— Бренд — это есть бренд. Это то, что расширяет выбор потребителя, облегчая ему одновременно этот выбор, поскольку он несет в себе заряд узнаваемости. И отказ от определенных международных стандартов качества сейчас выступает сигнальным элементом. Экономические последствия могут быть самыми разными: начиная от производственных, когда предприятие просто не может производить вещи конкретного бренда на территории России, и заканчивая разрывом логистических цепочек. Сейчас возникли огромные проблемы с транспортировкой товара, с его оплатой из-за европейских санкций. Экономическая ситуация стала крайне непредсказуемой, что привело к фильтрации внешнеэкономических сделок. Но имиджевый фактор также важен: сейчас никуда от него не денешься. Тот, кто связан с Россией, в ведущих европейских странах попадает под удар.

— Какие последствия нас ждут после ухода мировых игроков?

— Мы говорим о брендах, но нельзя забывать и о том, в каком сложном положении оказались торговые центры (и другие арендодатели): они во многом зависят как раз от брендовых магазинов. И после ухода международных игроков не каждый российский бренд сможет позволить себе занять те самые свободные места. Особенно по ныне существующим расценкам. Им это просто не по карману.

Эта цепочка последствий будет тянуться дальше, потому что и в магазинах, и в торговых центрах занято очень много людей. Вопрос еще в том, как это будет преодолеваться.

— Серый импорт — в этом плане не совсем надежное решение, верно?

— Будут ли активно завозить из-за рубежа вещи, как это делается в Иране… Это еще вопрос. И будет ли спрос на такие товары? Нет никаких гарантий, что серый импорт — надежное решение. Потому что покупка с рук брендовой вещи может обернуться обманом и торговлей подделками. То же самое касается обмена и брака. И в принципе других вещей, к которым уже привык российский потребитель. Гарантия аутентичности и качества продукции все-таки остается в приоритете. Поэтому параллельный импорт не сможет заменить это. К тому же из-за того, что партии будут не такие крупные, товар дороже. Покупать вещи, скорее всего, будут в мелкой рознице, но никак не оптом.

От этого пострадают буквально все, начиная от потребителя и кончая компанией, потому она сворачивает значительный кусок рынка, владельцами недвижимости и арендаторами. Плюсов в этом совсем никаких не вижу.

— Будет ли это расцвет маркетплейсов? По сути, это же идеальная платформа для легальной фарцовки.

— Сама концепция брендовых магазинов и бутиков придумана неслучайно. Они являются своеобразным каналом донесения до потребителя определенных ценностей бренда. Если он у вас ломается, то не получается оказать потребителю полноценную услугу. Насколько я понимаю, Wildberries не заменит бракованную вещь. Может быть расцвет вторичных марок, но я пока не спешу делать в этой области точный прогноз…

Если вам не дадут возможности приобретать товар, то у вас просто не останется выбора. В данной ситуации придется выбирать бренды из худших экономических условий. Это будет дороже и без комплекса услуг. К тому же вы будете рисковать получить подделку. Схематично это будет выглядеть так: вы будете искать замену, но любая альтернатива будет хуже.

— А что касается мер поддержки экономики и, в частности, сегмента ритейла: импортозамещение, параллельное импортирование необходимых товаров? Как вы оцениваете политику государства в данном сегменте?

— А это мера поддержки кого? Не меня… Это поддерживает челночную торговлю? Давайте лучше следить не за этим, а за потребителями, за магазинами и за теми, кто в них работал до недавнего времени, за локальным производством. Все три группы стейкхолдеров оказываются в проигрыше. А небольшой выигрыш альтернативной розницы — слишком маленькая победа для такого провала.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).