Ответственные за Олимпиаду в Сочи вновь столкнулись с проблемой — железная дорога перегружена. Ибо сами ответственные провалили задачу подвоза грузов для «стройки века» автомобильным и морским транспортом. Пострадает либо бизнес, либо граждане. Кого-то государство вновь попросит заплатить за свои ошибки.
Олимпийская стройка в Сочи вновь попала в центр внимания федеральных медиа и вновь не в самом приятном контексте. Минтранс, как пишет «Коммерсантъ», обратился в РЖД с просьбой рассмотреть возможность увеличения грузопотока за счет, в числе прочего, изменения графика пассажирских перевозок. В железнодорожной монополии уверяют, что смогут обойтись и без отмены поездов на российский юг в летний период. Однако резкое увеличение грузов, необходимых для олимпийских строек без сокращения пассажирских перевозок ударит по компаниям, которые используют южные порты (прежде всего Туапсинский) для экспорта продукции.
Причина просьбы Минтранса в том, что план альтернативной доставки грузов для строительства в Сочи — морем и на автомобилях — был сорван и вся надежда остается только на железнодорожные перевозки. А поток грузов в ближайший год возрастет почти в полтора раза. И получается, что все это придется везти РЖД.
По сути государство не до конца продумало логистику перевозки грузов для олимпийской стройки и теперь вынуждено кого-то ограничивать — либо бизнес, либо простых граждан. Выбор неприятный хотя бы потому, что ограничивать придется ту же государственную «Роснефть» с ее мощным лоббистским потенциалом. А отмена пассажирских поездов на юг в разгар курортного сезона — решение чреватое неприятностями уже социального плана.
На курорты Краснодарского края ездят отдыхать люди не самые богатые, те, кто привык отдыхать в России, и люди, которые по каким-либо причинам лишены возможности отдыха за границей. Если последним деваться некуда, то первые и вторые вполне могут переориентироваться на иные места отдыха, не в пределах Российской Федерации. В этом плане любое, даже на один сезон, сокращение перевозок и создание искусственного дефицита противоречит самому заявленному смыслу олимпийского проекта.
А получается, что для увеличения турпотока его следует на некоторое время ограничить. Означать это может и то, что потом придется вновь проводить массированные рекламные кампании по возвращению российских туристов на российский же юг. Причем гарантий, что такая политика будет успешной, никто дать не может.
Жители самого Сочи уже выражали недовольство и пробками в городе из-за строек, и принудительным изъятием у них домов и земли, необходимой для строительства объектов. Теперь под раздачу с неизбежностью попадут либо коммерсанты, либо обычные граждане из прочих регионов России.
Привычка государства заставлять платить кого-то другого за свои ошибки в принципе не является какой-то новостью. Как и страсть государственных мужей к реализации Больших Проектов, смысл которых часто представляется спорным, а эффект получается далеко не тем, какой заявлялся при старте проекта. Однако однажды заявив Большой Проект в качестве Приоритетного (в случае с Олимпиадой еще и на международном уровне), чиновники уже не могут остановиться и тратят все доступные ресурсы на его осуществление. В том числе и формально чужие.
Вновь и вновь срабатывает логика, что бизнесмен может быть только государственнически ориентированным, а потому его можно лишить заработка, если на то есть воля чиновников. А граждане могут и даже должны терпеть лишения, если таково решение властей. Нельзя сказать, что интересы бизнеса и граждан вовсе не принимаются в расчет. Если бизнес задействует свою систему обороны от госчиновников, а граждане внезапно начинают активно протестовать, чиновники пытаются сдать назад и пытаются изыскать иные, чреватые меньшими издержками способы решения проблемы. Но почти никогда интересы не принимаются во внимание на этапе проработки проекта.
Примером — те же столичные митинги. Большой Проект «выборы 2011-2012» внезапно оказался под угрозой реализации: в ходе думских выборов перемудрили в Москве и насчитали откровенно непопулярной в столице «партии власти» больше голосов, чем то количество, в которое теоретически можно было бы поверить. И после многотысячных митингов протеста с основным лозунгом «эти … достали» пришлось спешно предлагать половинчатую политическую реформу (которая, впрочем, внятным ответом на «достали» не является). Официально, разумеется, было объявлено, что никакой связи между реформой и выборами нет, но ведь все люди взрослые, не так ли?
Власть сама и посредством собственных проектов создает один за другим рукотворные кризисы, потом удивляется, что она вновь кому-то не потрафила, а затем пытается психотерапевтическими методами убедить себя и окружающих, что ее все еще любят. Затем цикл повторяется — по поводу нового проекта и в новом месте. «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги», - это Лев Толстой еще во время Крымской войны в середине позапрошлого века написал. Актуально до сих пор, для «Олимпиады имени Путина» в том числе.