будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Страна

Олимпийское недеяние

Олимпийское недеяние
2balls17

Осенью Дмитрий Медведев приказал чиновничеству покинуть посты глав спортивных федераций. А сегодня вице-премьер Александр Жуков вдруг соглашается возглавить Олимпийский комитет России. Его коллега по кабинету глава минспорта Мутко в недавнем интервью боролся с планами реформы собственного ведомства. Вопрос о реформировании спортивно-чиновничьей сферы кажется частным, общие вопросы заключаются в следующем: возможно ли принципиально реформирование чиновничьего аппарата и посредством его реформирование чего-либо?

Вице-премьер Александр Жуков, отвечающий в правительстве в том числе и за подготовку к Олимпиаде в Сочи, согласился выдвинуться в президенты Олимпийского комитета. Ну вернее, почти согласился. «Если будут выдвигать, то это почетно, я соглашусь конечно», сказал. Будут ли выдвигать – пока непонятно, но не откажется. Это политес такой, как представляется, интеллигентного чиновника.

Прошлой осенью президент Дмитрий Медведев наказал чиновникам срочно покинуть посты глав спортивных федераций. «Федерация должна возглавляться профессиональными людьми, которые 24 часа в сутки занимаются этой проблемой, — заявил Дмитрий Медведев на заседании совета по развитию физкультуры и спорта. — В течение месяца надо все это привести в соответствие с правилами. Хватит штаны просиживать и в заграничные командировки ездить». Все чиновники, возглавлявшие на тот момент спортивные федерации, спешно приказ исполнили. В заявлении Жукова, как представляется, мы имеем некоторый откат от президентского поручения. Сложно представить, что будучи избранным президентом ОКР, Жуков покинет пост вице-премьера, это раз. Так, министр спорта Мутко пост главы российского футбольного союза покинул, предпочтя ему министерский пост. Таким же образом поступили и прочие российские чиновники. Зачем относительно молодому талантливому технократу Жукову садиться в кресло главы некоей общественной организации, которая, как признает сегодня ее прежний руководитель, занимается только визами для спортсменов и бронированием гостиниц? Незачем.

А глава Минспорттуризма и молодежи Виталий Мутко вчера в эфире «Эха Москвы» гневно опроверг возможность разделения министерства с выделением из него отдельного Минспорта. По словам министра, орган по управлению спортом реформировался 11 раз. Ликвидационная комиссия после назначения Мутко, по его утверждению, работала год и три месяца (обычно 8 месяцев). То есть министр утверждает, что до конца лета 2009 года (министерство спорта было создано 12 мая 2008 года) он не имел «права подписи ставить» и распоряжаться финансами, по причине того, что в это время шла ликвидация Федерального агентства по развитию спорта (Росспорт). Серьезное оправдание по провалу в Ванкувере, если вдуматься. Правда, когда министр говорит, мол, «в прошлом году мы провели Год молодежи в стране», возникает вопрос «кто эти «мы»?

А если посмотреть чуть шире – то это едва ли не приговор российской бюрократии в ее способности к развитию. Если воспользоваться арифметикой Мутко, то получается, что спортом за последние 18 лет не управляли от 8 до 14 лет в результате чисто бюрократических преобразований. Получается, что какая-то деятельность в Госкомспорте вообще осуществлялась только во время шестилетнего пребывания на посту Вячеслава Фетисова, да в последние полгода министерского сидения Мутко.

Получается, что при вертикальном характере существующей бюрократической системы, любое ее частное структурное переформатирование, если верить Мутко, на год, а то и больше погружает управляемую отрасль в ситуацию отсутствия регулирования федеральными органами власти. То есть – частная работа ведется, но вот никакой серьезной деятельностью заниматься министерство не способно. Для аппаратных игр ситуация, конечно же, хорошая. Если некий чиновник хочет, чтобы его ведомственный конкурент провалился, достаточно настоять на реформе ведомства. Тактика аппаратной выжженой земли.

Признание Мутко ценно еще и в том смысле, что федеральный министр прямо утверждает, что административная реформа есть аппаратное зло. Это при том, что сам наверняка за кресло министра боролся и за расширение полномочий (плюс туризм, плюс молодежь), вероятно, тоже.

Для функционирования же бюрократической системы такая практика представляется крайне вредной. Для функционирования страны – тоже. А вот практика совмещения постов с спортивными федерациями или же членством в профсоюзе – не настолько неприемлемой. Топ-чиновник не способен оперативно управлять всеми процессами в некоей общественной организации, так не за тем он там и сидит. Он сидит, чтобы добыть финансирование, чтобы обеспечить доступ в главные кабинеты. Без этого общественникам бывает сложно прожить, ведь серьезной системы грантов нет, представлять свои интересы через партии они не могут , а некоторые общественники действительно стремятся заниматься делом.

Конечно, такого рода решение в определенном смысле уничтожает смысл рекомендаций Медведева про протирание штанов. Но его и так обессмысливают, ведь тот же Жуков, уйдя в отставку с поста главы шахматной федерации, стал заместителем главы созданного там специального Наблюдательного совета (помощник Медведева Аркадий Дворкович этот совет возглавил). В таком ракурсе неизбежно возникает трактовка, что медведевское заявление было следствием неких аппаратных разборок – под того же министра спорта копали, например.

Если не рассматривать аппаратные разборки как самодостаточный процесс, то стоит признать, что бюрократические системы стремятся к равновесию. Реформа нас не устраивает – застопорим работу аппарата на некоторое время и идем просить полномочия и средства. Нас не устраивает активность лобби нашего соседа по кабинету (у нас свое имеется), готовим ведомственную стратегию, с целью минимизировать эффект от стратегии конкурента. Процесс согласования нужной экономическим агентам программы будет проходить годами, а на выходе получится неисполнимый уродец? Пусть, зато выигран позиционный бой номер 197, время приступать к номеру 198.

Еще одно банальное рассуждение: делать чиновники высшего могут много чего. Но пользуясь исключительно личным ресурсом: доступом к телу, встроенностью в некоторые элитарные схемы взаимодействия. Риск реформирования или же развертывания каких-то масштабных проектов весьма силен – конкуренты не спят. Кажется, что российские ведомства стремятся к идеальному варианту – стабильного недеяния.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).