Российские правоохранительные органы все время привлекают внимание прессы. А с апреля 2009 года, когда глава ОВД Царицыно майор Денис Евсюков устроил бойню в супермаркете, журналисты с особым вниманием следят за преступлениями, совершенными патрульными, следователями и гаишниками. Недавно в The New Times появилась статья, которая вызвала бурю негодования со стороны руководства ОМОНа. Текст кишит неприятными подробностями, в частности, говорилось о том, что командиры ОМОНа якобы с ведома высшего милицейского начальства используют бойцов для рейдерских захватов. Чтобы доказать, что в рядах силового подразделения все спокойно, командир московского отделения Вячеслав Хаустов пригласил правозащитников и журналистов на встречу с личным составом.
У метро «Щукинская» журналисты безбоязненно садились в ОМОНовский автобус. Он доставил прессу на территорию базы, по которой прогуливались бойцы с женами и детьми. Были также приглашены обычные москвичи и воспитанники из детских домов. Оказалось, что гостей на базу позвали, чтобы совместно отметить масленицу и поесть блинов. Приготовление к показательному выступлению шло полным ходом: тут и там сновали сотрудники силового подразделения в штатском, раздавая поручения подчиненным; из рук в руки передавались нарисованные красками транспаранты; настраивалась звукоусилительная техника. На любовно нарисованных плакатах красовались различные надписи: "Мы готовы, как всегда, победить вас без труда", "В первом батальоне середины не бывает" и "Прощай, зима!"
На встречу с бойцами, как и обещали, приехали - член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека РФ Андрей Бабушкин. Присутствовали также около 30 представителей российских СМИ.
Омоновцы знакомились с прессой, улыбались и позировали фотокорреспондентам. Со сцены выступали общественные деятели и руководство "силовиков". Сванидзе отметил, что омоновцы настроены "очень позитивно" и "никто не хочет мясорубки и жертв". Лукин, в свою очередь, предложил бойцам почаще рассказывать, что у них "на душе". После этого сотрудники силового подразделения наглядно продемонстрировали гостям элементы рукопашного боя, действия при освобождении заложников и пресечению массовых беспорядков. Интересно, что в схватке с «демонстрантами», бойцы продемонстрировали не свойственный им гуманизм: они пугали собравшихся выстрелами в воздух и сумели увести их с плаца, даже не прикасаясь к ним руками. «Могут, если захотят», - посмеивались журналисты, не раз наблюдавшие на акциях, как ОМОН жестко прессовал задержанных. Журналисты гадали, каким способом будут действовать омоновцы при следующем разгоне несогласованного митинга. После выступления бойцов, глава столичного ОМОНа Хаустов и правозащитники удалились на закрытые переговоры.
Тем временем, приглашенные перебрались на задний двор базы, где готовились блины, супы и каши. Во дворе, украшенном воздушными шарами, выставлялась военная техника, которую атаковали дети. Для них же в центре двора была навалена огромная снежная гора. Позже бойцы ОМОНа дрались друг с другом подушками, давали своим женам и гостям пострелять из автомата Калашникова и соревновались в перетягивании каната. Кстати, в последнем состязании победил второй батальон - именно его сотрудники стали героями статьи в The New Times. В празднике принял участие Первый оперативный кавалерийский полк милиции ГУВД столицы, потом милиционеры катали приглашенных на санях. Все происходящее напоминало хорошо организованный детский утренник: не обошлось и без традиционного сжигания чучела масленицы.
Побродить по главному зданию городка позволили всем желающим. В одной из открытых комнат журналисты заметили черно-белый флаг «Русского образа». «А что у вас делает флаг нацистской организации?», - поинтересовался один из представителей прессы. Мужчина, находившийся в комнате, пояснил, что это отдел информации силового подразделения. «Мы с ними работаем, - сказал немного смущенный силовик и обвел рукой комнату. На стенах висела различная атрибутика футбольных фанатов, флаги «Российского союза сельскохозяйственной молодежи», «Местных» и желто-фиолетовый флаг «Единой России». Он не пояснил, будут ли различаться методы работы с националистической организацией и членами партии власти.
После общения с Хаустовым, правозащитники ненадолго вернулись к журналистам. О теме переговоров они так и не признались, хотя в целом позитивно оценили итоги встречи.
«Если такие мероприятия проводились бы в каждом отделе милиции, отношения к милиции в обществе стало бы лучше, и отношение милиции к гражданам было бы лучше», - отметил Бабушкин. «Мы увидели, что омоновцы были очень позитивно и конструктивно настроены к этой встречи», - подтвердил Сванидзе. По его словам, главной целью встречи было добиться понимания того, как ОМОН должен вести себя с российскими гражданами. Он подчеркнул, что в результате взаимопонимание было достигнуто.
Все попытки прессы поговорить о публикации в The New Times с правозащитниками и главой столичного ОМОНа, деликатно прерывал начальник Управления информацией и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков. «Командир, заканчивай», - оборвал он рассуждения Хаустова и поспешил вместе с ним проводить гостей до выхода с базы.
фото М. Климовой
фото М. Климовой
фото М. Климовой
фото М. Климовой
фото М. Климовой
Владимир Лукин. фото М. Климовой
Николай Сванидзе. фото М. Климовой