Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) планирует совместно с субъектами РФ потратить на мероприятия по реализации стратегии госнацполитики в 2019 году 600 миллионов рублей, сообщает «Коммерсант». Как и обычно, план мероприятий включает самые разные направления деятельности, однако в связи с тем, что 2019 был объявлен ООН Международным годом языков коренных народов, особое внимание уделят этой теме.
План мероприятий по реализации стратегии госнацполитики на 2019-2021 годы был утвержден распоряжением правительства 28 декабря 2018. План, который срочно готовился после того, как президент 6 декабря утвердил новую стратегию госнацполитики, содержит как конкретные (например, пункт 14 «Проведение Всероссийского фестиваля – конкурса национальных музыкальных инструментов народов России "Многоликая Россия"»), так и более общие (например, пункт 8 «Реализация мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган») мероприятия.
На поддержку коренных малочисленных народов ФАДН в этом году получит дополнительно 41 миллион рублей. Вместе с уже запланированными ранее расходами общая сумма, заапланированная ФАДН на поддержку коренных малочисленных народов, составит 155 миллионов рублей. Большая часть дополнительных средств пойдет на «образовательные программы» для малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, которые живут «в сложных климатических условиях и занимаются традиционной хозяйственной деятельностью», передает «Коммерсант» слова Олега Серегина, помощника главы ФАДН Игоря Баринова. Кроме того, будут выделены деньги на Дом дружбы народов России, который должен начать работать в этом году
В связи с тем, что ООН объявил 2019 Международным годом языков коренных народов, особое внимание будет уделяться этой теме. Однако пока чиновники, как кажется, сами затрудняются сказать, какие мероприятия могут быть к ней отнесены. Достоверно известно, что через три месяца будет сформирован и заработает Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, указ о создании которого Владимир Путин подписал 26 октября 2018. Пока на его создание выделено 40 миллионов рублей.
Своим мнением о государственных механизмах поддержки родных языков народов Российской Федерации поделился кандидат филологических наук, зам. директора Института языкознания РАН, специалист по типологическому языкознанию, урало-алтайским и африканским языкам Андрей Болеславович Шлуинский.
«Языковое разнообразие в мире стремительно сокращается, и Россия не исключение. По данным предварительной экспертной оценки, проведенной в 2018 г. в нашем институте, сейчас языков России около 150 (хотя численные данные в высшей мере условны). При этом 18 находятся на грани ближайшего исчезновения, но и среди остальных подавляющее большинство уязвимы, то есть, если ситуация не изменится, они также приблизятся к этой грани. За последние полтора века в России вымерли 14 языков, из них половина – в постсоветский период (а значит, необратимые процессы начались ранее).
Отрадно видеть, что и общество, и государство проделали огромный путь к осознанию этой проблемы. Когда пятнадцать лет назад я говорил знакомым, имеющим другие специальности, что еду в экспедицию изучать язык, который помнят около 50 человек, на меня смотрели с полным непониманием. А теперь тема приобрела популярность, Россия присоединилась к году коренных языков, объявленному ЮНЕСКО, создан Фонд сохранения и изучения родных языков народов России. Это очень хорошие новости и для нас, лингвистов, и для всех миноритарных языковых сообществ. Будет замечательно, если будут применяться хорошо зарекомендовавшие себя мировые практики, уже применяющиеся и у нас в стране, лучшая из которых – так называемые «языковые гнезда», то есть детские сады, в которых воспитателями работают компетентные носители языка старшего поколения и говорят на нем с детьми. Будет превосходно, если получат поддержку языковые активисты.
Надо, однако, помнить, что есть целый ряд факторов, которые надо учитывать при работе над сохранением языков.
Прежде всего, любая программа должна быть научно обоснованной и привлекать к участию специалистов-лингвистов. И меня, и моих коллег беспокоит, что среди учредителей Фонда нет Министерства науки и высшего образования, и мы надеемся, что это будет скомпенсировано тем, что в состав его управляющих органов войдут наиболее квалифицированные лингвисты – специалисты по языкам России и языковому разнообразию.
Далее, важно, чтобы программа была гибкой и не требовала отчетного результата в короткий срок, а также предусматривала возможность учета языковой ситуации в каждом конкретном регионе вплоть до населенного пункта. Сохранение и возрождение языка – процессы небыстрые и очень прихотливые, и даже самый частичный результат намного лучше, чем ничего. Средства должны быть потрачены эффективно, а не потеряться на пути от федерального бюджета к конечным исполнителям, и в то же время еще большим риском кажется возможная бюрократизация процесса. Наиболее компетентные носители угрожаемых языков, в том числе языковые активисты зачастую пожилые люди с небольшим уровнем образования, не готовые к бесконечной отчетности, а также не имеющие педагогического диплома.
Наконец, необходимо, чтобы были преодолены общественные предрассудки. Знание родных языков часто ассоциируется с маргинальностью и воспринимается как препятствие к знанию русского и иностранных языков, хотя известно, что билингвы лучше усваивают языки. Использование миноритарных языков связывается только c традиционным хозяйством, хотя у них есть функциональный потенциал и в современном мире, они прекрасно могут использоваться для интернет-ресурсов и современной мультимедийной среды, для песен в современных музыкальных стилях и многого другого. Но самое главное, что не нужно отождествлять язык и его усвоение со школьным преподаванием и графикой. Лучшее усвоение языка происходит через разговорную практику, а не за партой, а устная форма первична по отношению к письменной. Нормально, что языки имеют диалектную вариативность, и тем более существенно не усвоение некоего правильного написания. Надо помнить, что когда язык уходит из семейного и бытового общения, то основная цель программы сохранения должна состоять в том, чтобы его туда вернуть. В новостях говорится о том, что созданный фонд должен финансировать поддержку языков, издание учебников и подготовку преподавателей. В связи с этим я хочу заострить внимание на том, что и издание учебников, и подготовка преподавателей – только часть того, что можно и нужно сделать для поддержки языков».