будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
опросы социология
Июль 6, 2025
Страна
Левинсон Алексей

Опросы без сенсаций и кризиса

Опросы без сенсаций и кризиса
_800-600-_4lFFpCv
Заполнение опросника

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследует возможность включения интернет-опросов в число базовых методик проводимых социологических исследований. Об этом журналистам сообщил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Говоря об итогах VII Грушинской социологической конференции, прошедшей в Москве 15–16 марта, Федоров отметил, что социологи обсудили кризис опросных технологий. Разговор об этом зашел в первую очередь в связи с победой Дональда Трампа на выборах президента. Этот результат не был спрогнозирован социологами.

Как пояснил глава ВЦИОМ журналистам газеты «Известия», российские социологи пережили сходную ситуацию в 2013 году, когда не сумели на основании опросов точно предсказать распределение голосов на выборах мэра Москвы. По его словам, были определены ошибки, которые привели к такому результату, и в их числе оказалось «доминирование в телефонных опросах стационарных аппаратов и недостаток сотовых».

Технология проведения опроса была изменена, подчеркнул он, кроме того, нарабатывается и новая практика. «Мы сделали ставку на снижение доли квартирных опросов в пользу автоматизированных телефонных и опросов в интернете», – приводит газета его высказывание.

В то же время президент Фонда общественного мнения (ФОМ) Александр Ослон заявил изданию, что опросы использованием различных инструментов – в том числе телефонных опросов и опросов через интернет, используются достаточно широко, и результат всех устраивает. По его мнению, проблемы отмечаются только с предвыборными опросами, да и потому, что люди зачастую путают предвыборный прогноз и опрос.

 
Колл-центр после работы

Различные технологии опросов, в том числе опросы поквартирные, опросы по стационарным телефонам и Интернет-опросы, используются во всем мире достаточно давно; широко известны и популярны они и в России. Об этом в беседе с «Полит.ру» рассказал профессор Алексей Левинсон, заведующий отделом социально-культурных исследований «Левада-центра».

В то же время он подчеркнул, что смешение инструментов опроса в России в силу разного рода обстоятельств нарушает методологию, а потому приводит к заметному смещению результатов. Эти результаты могут выглядеть сенсационно, однако кажутся таковыми именно в силу ошибочности.

«Использовать разные методы изучения общественного мнения очень хорошо. В том числе хорошо использовать интернет-опросы, но и это новость: это делают во всем мире уже лет 15 как, да и в России, в общем, тоже все, кому надо, эту технология используют. Она ведь гораздо более доступна, чем технология поквартирных опросов, с которыми работает «Левада-центр» и работал ранее, а может быть, и до сих пор работает ВЦИОМ.

Но есть один существенный момент: население России не полностью охвачено телефонной проводной связью – так называемыми городскими телефонами. Уровень этой телефонизации выше 60 процентов не поднимается уже давно. Поэтому технология телефонных опросов, которой в основном пользуется, так скажем, цивилизованный мир, у нас применяться не может – она даст заметное смещение. Если только речь не идет об одних крупнейших городах. Во всех остальных случаях такая технология даст смещение, и мнение наиболее бедных и заброшенные частей страны окажется не представленным.

То же самое можно сказать об интернет-опросах. Всем известно (и работникам ВЦИОМ тоже), что чем старше население, тем меньше оно включено в интернет-коммуникацию. Поэтому если мы используем интернет-опросы, мы не охватываем эту часть населения.

Использовать для опросов мобильные телефоны, которыми владеет почти все население (опять-таки, кроме самых пожилых и самых бедных), было бы можно, но здесь встают сложные проблемы формирования выборки, потому что есть несколько провайдеров и у значительной части населения несколько телефонных номеров. Поэтому строить выборку так, как это можно было бы по единой сети городских телефонов в случае с мобильными телефонами очень сложно. Об этой сложности, опять-таки, знают все профессионалы, иначе бы давным-давно  все перешли на этот метод – он в десятки раз дешевле, чем те поквартирные опросы, где интервьюеры ходят и сами звонят в двери разным людям.

Это что касается возможности перехода на другие технологии опросов. Добавлять с помощью этих технологий какие-то данные, углублять понимание каких-то процессов, конечно, можно. Да, с молодыми людьми можно весьма успешно общаться через интернет – есть ряд эффективных приемов. Можно общаться с завсегдатаями различных сетей и так далее – есть такие возможности, есть доступ, и все это используется, в применении этой технологии нет ничего нового, она в ходу уже достаточно давно. Но если говорить о том, что такое опросы по общенациональной репрезентативной выборке, то все, о чем мы упоминали, не помогает.

 
Девушка общается в соцсетях

Потому что смешивать разные технологии в рамках одного исследования методически некорректно. Хотя есть агентства и службы, которые эти смешения допускают, производят и получают причудливые результаты, которые оказываются, на их взгляд, сенсационными. Эти результатами они начинают пугать кого-нибудь или, напротив, у кого-то вызывать восторги, но все эти результаты возникают из нарушения методических требований, которые сформулированы давно и выполняются во всем мире.

Есть еще одна проблема – ее чаще поднимают не профессионалы, а критики со стороны. Это проблема состоит в том, что поквартирные или телефонные опросы не охватывают людей, которые не хотят отвечать.

Да, такая проблема есть, она существует столько же лет, сколько существуют сами опросы. Исследователи отдают себе отчет в ее наличии, и, в общем, с этим приходится считаться – все равно как астрономам приходится считаться с тем, что атмосфера Земли искажает видимые объекты, которые они наблюдают через телескопы. Да, все это знают, и на это надо делать поправки. Опять-таки, и в этом нет ничего нового», – сказал Алексей Левинсон.

Левинсон Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).