будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Страна
Левкин Андрей

Оптовая политика из партийной розницы

Оптовая политика из партийной розницы
partii.gif
Иллюстрация: Сергей Елкин

В понедельник вечером рабочая группа под руководством В.Володина и при участии оппозиции обсудила поправки в закон "О политических партиях", которые предложил Д.Медведев. Странно, эта тема как-то остается недоотрефлексированной, хотя - на самом-то деле - какие поправки, тут же просто Новое Небо какое-то.

Поскольку рефлексий нет, то остается  излагать формально и мелко рефлексировать по ходу дела. О создании рабочей группы стало известно после встречи Медведева с "несистемной оппозицией" в феврале. Группу составили люди из 4 парламентских партий (ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР), 3 непарламентских ("Яблоко", "Патриоты России" и "Правое дело", - как ни странно). И нескольких незарегистрированных. Главный пафос медведевского проекта известен: упростить процедуру регистрации политических партий, да еще и снизить требования к минимальной численности — с 45 тысяч до 500 члн.

Накануне встречи

Самый понятный вопрос - численность. Считается, что идея про 500 чел. и - готова партия должна не нравиться уже существующим партиям. Почему так - не совсем ясно, но она им и в самом деле не нравится. В КПРФ, например, говорят, что никто не объяснил логику, почему именно 500. Ну, такой же вопрос можно было бы задать и при любой иной численности. Хотя нет, сами коммунисты логику предъявили: вот, в 1990-х минимальная численность была определена в 10 тыс. человек. Ну, и это тогда ни к чему особо прогрессивному не привело, зато есть обоснование: исходили из того, что в каждом региональном отделении должно быть не меньше 100 человек.

С другой стороны утверждалось. что Кремль и ЕР готовы на подъем минимума не более, чем до 1000 человек. Это понять можно: а иначе какой же пафос останется в предложении Медведева? Это уже будет просто улучшение какое-то, а все типа хотели Реформу? Вообще (это рефлексируя) - вот же, странно: в декабре Реформа была объявлена, но - не получила никакой поддержки на соответствующих митингах. Нет, чтобы лозунги: "500 человек - партия в никуда!" или там "Нас нано-политиками не сделаешь!". Ну и рефлексий нет, а жаль. Вот и остается арифметика.

Возражения понятны: если 500 человек, то это уже не партия, а ерунда. Собственно, не такое уж и ясное возражение: ну так это всегда, когда что-то ерунда, а что-то - нет, даже имея небольшие размеры. Но ситуация как-то сама собой слегка нагнеталась. Ровно перед этим заседанием В.Плигин сообщил, что в Минюст поданы 68 заявок на создание новых партий. Хорошо это или плохо? А кто ж знает - мнение не выработалось. Ну да, есть предположение, что  политическое поле размоется (а политическое поле", это щас что? - да, это снова рефлексия), а выход почему-то видят в возможности создавать блоки. Ну, из этих 500-членных партий.

Что до блоков то в АП, говорят, идею воспринимают плохо, а почему - не понятно. Можно так подумать: вот, они стараются внести ясность и чистоту, а тут опять еще какие-то дополнительные сущности типа блоков, мусорят. Ну и с другой стороны: партия входит в блок, а накануне выборов демонстративно самораспускается (по тем или иным, например - умышленно), повисает весь блок и начинаются стенания кинутых.

Тем не менее, к численности и блокам дело не уткнулось. С.Миронову, например, хочется системности в виде "многоуровневой системы фильтрации — свободно допускать новые партии только к муниципальным выборам, к региональным кампаниям допускать только те партии, которые имеют муниципальных депутатов, а к федеральным — партии, имеющие депутатов в региональных законодательных собраниях". Ну, нормальный чемпионат России по политике. Разные лиги, всякое такое.

ЛДПР - будучи юридического происхождения - хотела "четко определить перечень причин для отказа в регистрации политических партий", а также - исключить возможность регистрации партий, чье название повторяет название уже зарегистрированной организации. Они же согласны с коммунистами по минимальной численности партий, причем и у них понятная арифметика: партия  должна направлять своих представителей в избирательные комиссии, а их в России 100 тыс. Аргумент любопытный, но странный. Этак можно договориться до того, чтобы каждая партия непременно была представлена в пределах действия каждой избирательной комиссии. А это уже просто обязаловка какая-то.

Еще есть "Зеленые". Они тоже про то, чтобы названия не клонировались. Еще - против партий с религиозными и национальными ориентирами в названиях: "ни Мусульманской партии, ни Сибирской быть не должно —  это приведет к расколу общества" (Анатолий Панфилов). Кроме того, присутствует и уравниловка, Панфилов собирался поднять вопрос о финансировании партий: "Мы не сможем соревноваться с партией, созданной олигархами, или партией, чье финансирование осуществляется из-за рубежа". Но, собственно, чьи это проблемы, если они не могут донести "зеленую тему" до олигархов?

С этим грузом недокрученного креатива они на встречу и пришли.

Встреча
 
Судя по описаниям (довольно скудным), оппозиция осталась довольна. По крайней мере - Удальцов, сообщивший, что при доработке поправок будет учтен ряд предложений оппозиции. В частности, "учтены поправки об упрощении порядка регистрации партий, в частности, Министерство юстиции будет консультировать партии о порядке оформления документов для регистрации до их подачи, это будет оформлено как "государственная услуга". Тут имелось в виду, что тогда они правильно оформят документы и, вообще, партия не станет крайней при регистрации. Разумно, что ж.

"Остается открытым вопрос о создании блоков на выборах, но он прямо к законопроекту не относится", - сказал Удальцов и это не вполне понятно, поскольку как-то одно с другим должно быть связано. Как возможность или невозможность блокирования с другой партией может не относиться к вопросу регистрации партий? То есть, как там определяются вообще границы между партиями?

Но это неправильная рефлексия, поскольку она предполагает наличие общей картины, а об этом речи нет. Тут имеется в виду деятельность по частям, а потом все это сложится и будет то, что получилось из частей. В.Рыжков (ПАРНАС) про части уточнил, сказав, что далее будет обсуждение законопроекта о выборах губернаторов и законопроекту о выборах депутатов Госдумы. "А законопроекта по реформе избирательных комиссий пока даже нет, так что нас ждет еще большая дорога".

Тем не менее, локальная удовлетворенность имеется, -  с точностью все до той же темы блоков. как-то она становится тут почему-то главной. Секратарь полисовета ПАРНАСа К.Мерзликин умиротворенность Удальцова не разделяет: "К сожалению, этот вопрос немного подвис, хотя он носит принципиальный характер. Создается некое ощущение, что новая концепция (закона о партиях) может вести к раздроблению политического пространства". Но (еще раз рефлексия по тому же поводу) -  причем тут, собственно блоки? Хочется партии - ну вот, пожалуйста, партии. Хотеть блоков тут ведь просто как-то даже не ажурно, это ж просто сразу признать, что без блоков - никуда. Такие сетования годятся для заведомых честолюбивых маргиналов, а  ПАРНАС был куда как славно представлен на митингах...

Вот "Правому делу" да, сетовать можно. Что ни и делают. А.Дунаев: "Отсутствие избирательных блоков в текущей редакции закона ставит под сомнение саму реформу политической системы страны. У меня есть опасения, что политическое поле будет искусственно размываться волной массовой регистрации партий-однодневок". Хотя и тут  чувства не прояснены. Если "Правое дело" не партия-однодневка, то почему его расстраивает то. что какая-то партия будет однодневкой? Она ж день проживет и все,а "Правое дело" будет в политическом поле всегда?

Но у Дунаева есть и главный, кажется, пункт удовлетворения: "Парламентские партии уже высказывают недовольство в связи с возможным принятием новой редакции законопроекта "О политических партиях", который положит конец их политической монополии". Следует отметить, что выражается он ничуть не менее торжественно, нежели представитель какой-нибудь уже парламентской партии.

После того

Наутро была любопытная история. Точнее, еще в понедельник телеканал "Дождь" сообщил (со ссылкой на источники в аппарате "Единой России"), что партия "распадется до конца недели" и объявит о создании трех отдельных блоков, а далее - трех разных думских фракций. Как это сообщалось еще года два назад, что ли, их сделают на базе  клубов "Единой России", которые и произведут либеральное, консервативное и патриотическое направления. Во вторник было уже опровержение, Глава думской фракции ЕР А.Воробьев назвал это домыслами.

Как же не поверить, имея в виду эти обсуждения и сам закон? С какой радости, собственно, в этой, чрезвычайно удобной для ЕР ситуации, ей приспичило бы заниматься  дроблением? Ситуация напоминает даже одно место из "Дневника партизанских действии 1812 года" Дениса Давыдова. Там, потому что, есть рассказ о том, как разнообразные, но малочисленные партизаны нападали на отступающих французов и вот - увидели Наполеона.

"Наконец подошла старая гвардия, посреди коей находился сам Наполеон... Неприятель, увидя шумные толпы наши, взял ружье под курок и гордо продолжал путь, не прибавляя шагу. Сколько ни покушались мы оторвать хотя одного рядового от сомкнутых колонн, но они, как гранитные, пренебрегали все усилия наши и остались невредимыми... Я никогда не забуду свободную поступь  и грозную осанку сих всеми родами смерти  угрожаемых воинов! Осененные высокими медвежьими шапками, в синих мундирах, в белых ремнях с красными султанами и эполетами, они казались как маков цвет среди снежного поля!... Я как теперь вижу графа Орлова-Денисова, гарцующего у самой колонны на рыжем коне своем, окруженного моими ахтырскими  гусарами и  ординарцами лейб-гвардии казацкого полка. Полковники, офицеры, урядники, многие простые казаки бросались к самому фронту, - но все было тщетно! Колонны валили одна за другою, отгоняя нас  ружейными выстрелами, и смеялись над нашим вокруг них безуспешным рыцарством... гвардия с  Наполеоном прошла посреди толпы казаков наших, как стопушечный корабль между рыбачьими лодками".

Единственное утешение, которое прогрессивная общественность должна найти в этой картине, состоит в том, что вышеописанная старая гвардия с Наполеоном inside мощно, грозно и свободно шла уже с ярмарки. Сваливала, короче, туда, откуда приходила.

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).