будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РЖД аварии на железной дороге
Май 21, 2025
Страна
Карпюк Илья

Осадок остался

Осадок остался
scherbinka-2908
Авария в Щербинке. Источник: Кадр: vesti.ru

Руководство Российских железных дорог через два с половиной дня после аварии в Щербинке признало вину своих сотрудников в том, что на переезде у станции так и не закрылся шлагбаум перед электричкой Серпухов — Нахабино.

Переезд у станции Щербинка Курского направления Московской железной дороги давно имел плохую репутацию. Поездов на этом направлении много — не только пригородных, но и дальнего следования и товарных — в результате автомобилисты постоянно и долго ждут открытия шлагбаума, образуя перманентную пробку. Существуют даже планы по возведению эстакады в этом месте, но пока что реализовывать их никто не собирается.

На этом участке железная дорога идет без каких-либо изгибов — все просматривается примерно на 2,5 километра на юг и на 4 километра на север. Вдобавок с северной стороны чуть более, чем в ста метрах уже начинаются платформы станции Щербинка. Этим пользуются некоторые лихачи — осмотревшись по сторонам, они проскакивают переезд на запрещающий сигнал, экономя минуту своего времени за счет риска для жизни. Большинство автомобилистов, впрочем, спокойно ждут, пока проедет очередной поезд и перед ними откроется шлагбаум.

Однако 26 августа все пошло не так. Рано утром информагентства сообщили об аварии в Щербинке — электричка, шедшая из Серпухова в Нахабино через Москву, протаранила на переезде автомобиль и протащила его около 200 метров. В машине был только водитель — он сильно пострадал и до сих пор находится в коме. Из менее трагических последствий можно назвать задержку в движении поездов на Курском направлении — иными словами, опоздание на работу десятков тысяч жителей Подольска и других городов и дачных поселков.

Россияне привыкли, что железные дороги в стране хоть и не отличаются человеколюбием и комфортабельностью, но работают, в целом, хорошо. Причиной тому, возможно, является стратегическое значение железнодорожного транспорта в случае войны, а значит двойное, а иногда даже тройное резервирование всех систем, которое закладывается при проектировании и строительстве.

Никому сразу не пришло в голову, что шлагбаум, который спокойно работал, внезапно взял и сломался. Зато всем известно пренебрежение российских водителей элементарными правилами безопасности. Поэтому первый вывод, который последовал -  в аварии виноват автомобилист. Это подтвердили и функционеры РЖД, и сотрудники МЧС.

Так бы версия с водителем, который "сам дурак", и осталась единственной, если бы не видео с камеры наблюдения, которое оказалось в YouTube 27 августа, на следующий день после аварии. На нем четко видно, что шлагбаум был поднят, а искусственные препятствия — опущены, то есть, ничто не намекало автомобилистам на то, что через секунду сквозь переезд проедет электричка. Шлагбаум опустился уже после того, как машинист электрички завершил экстренное торможение.

Момент аварии на 15-ой минуте ролика

У некоторых просмотревших видео возникли вопросы даже к машинисту электропоезда. Перед переездом, как уже упоминалось, совершенно прямые пути идут примерно 2,5 километра, погода в тот день была ясная и машинист мог бы задуматься над тем, что это делают на переезде автомобили, и начать тормозить задолго до того, как случилась трагедия. Тормозной путь состава, который весит много сотен тонн, даже при экстренном торможении и не слишком большой скорости (машинист и так тормозит перед остановкой) может составить несколько сотен метров.

Первая официальная реакция на появившееся в интернете видео была следующей. 27 августа с официального сайта РЖД исчезло сообщение об аварии в Щербинке. Естественно, каждый желающий мог найти сохранившуюся копию сообщения в кэше Google.

В тексте удаленного сообщения РЖД сообщалось, что «водитель легкового автомобиля грубо нарушил правила дорожного движения — выехал на запрещающий сигнал светофора исправно работающей переездной сигнализации перед близко идущим электропоездом».

Чуть позже на сайте РЖД появилось «разъяснение» для СМИ, в котором о вине водителя уже ничего не говорится.

На следующий день, 28 августа (причем ближе к вечеру) пресс-секретарь МЧС Виктор Бирюков от имени ведомства извинился за передачу журналистам неверных сведений о причине аварии в Щербинке.

По словам Бирюкова, ранее общавшийся с прессой сотрудник ведомства Игорь Чернега опирался преимущественно информацию, которая была получена от компании РЖД — то есть, фактически, от заинтересованной стороны. За нарушение правил Чернегу пообещали привлечь к ответственности.

И вот, 28 августа, уже после окончания рабочего дня, РЖД размещает официальный пресс-релиз, в котором признает ответственность своего сотрудника за произошедшую аварию и извиняется перед пострадавшим автомобилистом, который до сих пор находится в коме, и перед его близкими.

В РЖД пообещали уволить всех виновных в предоставлении ложных данных, а также привлечь к ответственности непосредственного виновника аварии. По новым данным, некий сотрудник компании решил вручную открыть шлагбаум для того, чтобы пропустить скопившиеся на переезде автомобили. При этом вся автоматика была исправна и сразу после аварии дежурный закрыл шлагбаум, чтобы скрыть следы своего преступления. Именно то, что к моменту приезда специалистов вся автоматика работала, заставило их сделать неправильный вывод о том, что виноват в столкновении водитель автомобиля.

Несмотря на то, что, как кажется, виновные нашлись, а совершившие ошибку извинились, «осадок остался». Не исключено, что расследование докопалось бы до произошедшего и без шумихи. Но с миллионом просмотров ролика, который зримо опровергает версию РЖД, за правду как-то спокойней.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).