Руководство Российских железных дорог через два с половиной дня после аварии в Щербинке признало вину своих сотрудников в том, что на переезде у станции так и не закрылся шлагбаум перед электричкой Серпухов — Нахабино.
Переезд у станции Щербинка Курского направления Московской железной дороги давно имел плохую репутацию. Поездов на этом направлении много — не только пригородных, но и дальнего следования и товарных — в результате автомобилисты постоянно и долго ждут открытия шлагбаума, образуя перманентную пробку. Существуют даже планы по возведению эстакады в этом месте, но пока что реализовывать их никто не собирается.
На этом участке железная дорога идет без каких-либо изгибов — все просматривается примерно на 2,5 километра на юг и на 4 километра на север. Вдобавок с северной стороны чуть более, чем в ста метрах уже начинаются платформы станции Щербинка. Этим пользуются некоторые лихачи — осмотревшись по сторонам, они проскакивают переезд на запрещающий сигнал, экономя минуту своего времени за счет риска для жизни. Большинство автомобилистов, впрочем, спокойно ждут, пока проедет очередной поезд и перед ними откроется шлагбаум.
Однако 26 августа все пошло не так. Рано утром информагентства сообщили об аварии в Щербинке — электричка, шедшая из Серпухова в Нахабино через Москву, протаранила на переезде автомобиль и протащила его около 200 метров. В машине был только водитель — он сильно пострадал и до сих пор находится в коме. Из менее трагических последствий можно назвать задержку в движении поездов на Курском направлении — иными словами, опоздание на работу десятков тысяч жителей Подольска и других городов и дачных поселков.
Россияне привыкли, что железные дороги в стране хоть и не отличаются человеколюбием и комфортабельностью, но работают, в целом, хорошо. Причиной тому, возможно, является стратегическое значение железнодорожного транспорта в случае войны, а значит двойное, а иногда даже тройное резервирование всех систем, которое закладывается при проектировании и строительстве.
Никому сразу не пришло в голову, что шлагбаум, который спокойно работал, внезапно взял и сломался. Зато всем известно пренебрежение российских водителей элементарными правилами безопасности. Поэтому первый вывод, который последовал - в аварии виноват автомобилист. Это подтвердили и функционеры РЖД, и сотрудники МЧС.
Так бы версия с водителем, который "сам дурак", и осталась единственной, если бы не видео с камеры наблюдения, которое оказалось в YouTube 27 августа, на следующий день после аварии. На нем четко видно, что шлагбаум был поднят, а искусственные препятствия — опущены, то есть, ничто не намекало автомобилистам на то, что через секунду сквозь переезд проедет электричка. Шлагбаум опустился уже после того, как машинист электрички завершил экстренное торможение.
Момент аварии на 15-ой минуте ролика |
У некоторых просмотревших видео возникли вопросы даже к машинисту электропоезда. Перед переездом, как уже упоминалось, совершенно прямые пути идут примерно 2,5 километра, погода в тот день была ясная и машинист мог бы задуматься над тем, что это делают на переезде автомобили, и начать тормозить задолго до того, как случилась трагедия. Тормозной путь состава, который весит много сотен тонн, даже при экстренном торможении и не слишком большой скорости (машинист и так тормозит перед остановкой) может составить несколько сотен метров.
Первая официальная реакция на появившееся в интернете видео была следующей. 27 августа с официального сайта РЖД исчезло сообщение об аварии в Щербинке. Естественно, каждый желающий мог найти сохранившуюся копию сообщения в кэше Google.
В тексте удаленного сообщения РЖД сообщалось, что «водитель легкового автомобиля грубо нарушил правила дорожного движения — выехал на запрещающий сигнал светофора исправно работающей переездной сигнализации перед близко идущим электропоездом».
Чуть позже на сайте РЖД появилось «разъяснение» для СМИ, в котором о вине водителя уже ничего не говорится.
На следующий день, 28 августа (причем ближе к вечеру) пресс-секретарь МЧС Виктор Бирюков от имени ведомства извинился за передачу журналистам неверных сведений о причине аварии в Щербинке.
По словам Бирюкова, ранее общавшийся с прессой сотрудник ведомства Игорь Чернега опирался преимущественно информацию, которая была получена от компании РЖД — то есть, фактически, от заинтересованной стороны. За нарушение правил Чернегу пообещали привлечь к ответственности.
И вот, 28 августа, уже после окончания рабочего дня, РЖД размещает официальный пресс-релиз, в котором признает ответственность своего сотрудника за произошедшую аварию и извиняется перед пострадавшим автомобилистом, который до сих пор находится в коме, и перед его близкими.
В РЖД пообещали уволить всех виновных в предоставлении ложных данных, а также привлечь к ответственности непосредственного виновника аварии. По новым данным, некий сотрудник компании решил вручную открыть шлагбаум для того, чтобы пропустить скопившиеся на переезде автомобили. При этом вся автоматика была исправна и сразу после аварии дежурный закрыл шлагбаум, чтобы скрыть следы своего преступления. Именно то, что к моменту приезда специалистов вся автоматика работала, заставило их сделать неправильный вывод о том, что виноват в столкновении водитель автомобиля.
Несмотря на то, что, как кажется, виновные нашлись, а совершившие ошибку извинились, «осадок остался». Не исключено, что расследование докопалось бы до произошедшего и без шумихи. Но с миллионом просмотров ролика, который зримо опровергает версию РЖД, за правду как-то спокойней.