Вот новость: "РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами, которые были представлены в экспертный совет при правительстве РФ и могут лечь в основу итогового доклада президенту о реформе контрольно-надзорных функций". А дальше станет понятно, что на самом-то деле это схема реформирования всего правительства.
Согласно рабочим материалам, "ключевое предложение, которое влечет за собой и изменение всей структуры исполнительной власти, — это формирование системы федеральных надзоров". Будут созданы 9 надзоров, которые (по схеме) подчинят напрямую Кабмину, "сосредоточив в них все надзорные функции".
Ну а далее – оно за другим: "Требование лишить министерств надзорных полномочий и идея экономить бюджетные расходы может привести к сокращению их количества". Из 21 действующего министерства предлагается сохранить только 15. Ну а когда перекраиваются министерства, то это потрясение, как минимум, для их сотрудников. То есть, все серьезно, да так и сказано: "Реформа контрольно-надзорных функций исполнительной власти может обернуться масштабной оптимизацией всей структуры правительства".
На этом следует остановиться – и потому что вся схема подробно (и с картинками) расписана в РБК, и потому, что в этом месте надо выяснить статус данного документа. Сообщив исходную новость о реформе и надзорах, РБК добавил, что этот "документ был представлен министру по делам открытого правительства Михаилу Абызову, подтвердили правительственный чиновник и эксперт, который привлекался к подготовке предложений по этому вопросу. «Сейчас эти предложения находятся на рассмотрении у руководителя аппарата правительства вице-премьера Сергея Приходько, который сводит итоговый доклад для президента», — рассказал РБК источник в Белом доме... Ожидается, что итоговый документ окажется у президента 1 декабря".
В общем, ничего пока еще не произошло. Здесь же не совсем корректно именование Абызова министром по вопросам открытого правительства. То есть да, он им является, но в данном случае он выступал как глава "подкомиссии по совершенствованию контрольных и разрешительных функций при правкомиссии по административной реформе". "Доклад (а он подготовлен именно подкомиссией) внесен в правительство в установленном порядке. В случае одобрения предложений мы продолжим работу, связанную в том числе с возможностью консолидации отдельных ведомств», — М.Абызов. Также и такое: "Директор центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков подтвердил, что институт готовил предложения по оптимизации системы органов исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных органов, отказавшись от детальных комментариев". То есть, это вот и автор концепции, которая по факту может перестроить все правительство РФ.
Разумеется, у проекта должна быть мотивировочная часть. Согласно РБК она примерно такая: "По данным Минэкономразвития, которые цитируются в документе, 80% проверок приходится только на 7 контрольно-надзорных органов: МЧС, МВД, ФНС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роструд и Россельхознадзор... В основу подхода об оптимизации структуры исполнительной власти лег «принцип экономичности». Например, экономия на укрупнении служб оценивается в 450 млн руб. в год в ценах 2012 года. Создание компактного числа надзоров повлечет и укрупнение надзорных функций, что также позволит экономить на операционных расходах. Например, говорится в документе, себестоимость выявления нарушения Рособрнадзором оценивается в 60 тыс. руб. Выявленное нарушение Роскомнадзора оценивается в 348 тыс. руб." Последнее — несколько странный, в общем, подход. Это ж примерно как если бы квалификацию врача поставили в прямую зависимость от числа его умерших пациентов - оценивая себестоимость. Ну а 450 млн руб. в год – это, несомненно, окупить все на свете перемены Кабмина.
Медийная реакция на новость немного однобока. Если посмотреть гугл, будут такие заголовки: "Оптимизация власти: Владимиру Путину предложат сократить правительство" (это в МК, да, собственно, и цитируемая тут статья РБК называется "Владимиру Путину предложат сократить правительство"), " Путин может сократить в правительство", "Президенту предложат урезать правительство", "Правительство России планирует упразднить 6 министерств", "Президенту предложат урезать правительство".
Иначе говоря, доминирует тема уменьшения числа лиц, задействованных в исполнительной власти. Возможно, это все как-то подсознательно, поскольку из самой новости данный вывод не следует (РБК: "«Предлагается отказаться от создания федеральных органов исполнительной власти с объективно малой численностью сотрудников, предусмотрев исполнение их функций более крупными федеральными органами исполнительной власти», — говорится в рабочих материалах")
И о перспективах: "Представитель Минэкономразвития сообщил, что вопросы реформы контрольно-надзорных функций прорабатываются. Опрошенные представители нескольких министерств, которые могут попасть под упразднение, например Минвостокразвития и Минэнерго, отказались от комментариев. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова также не стала комментировать предложения".
То есть, все пока смутно и можно даже думать о том, почему вдруг документ оказался в СМИ и т.п. А в РБК-то была еще одна штучка: "Административные изменения могут коснуться не только министерств. Возможно изменение статуса администрации президента и аппарата правительства. Их предлагается наделить функцией самостоятельного федерального органа исполнительной власти «путем преобразования Управления делами президента РФ». В настоящее время эти две ключевые структуры власти не имеют самостоятельного юридического статуса".
Ну, это явно же не из данного документа... А тогда тут еще и другая интрига, куда круче: нечеловеческое влияние АП отчасти связано ведь и с тем, что у него как бы нет статуса. Понятно, откуда идет стрелка в АП, но вот в какие конкретно квадратики на каком уровне каких структур пойдут стрелки от нее?