будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЮКОС
Июль 12, 2025
Страна

Ошибка Ходорковского

Сегодня адвокаты совладельца нефтяной компании ЮКОС Платона Лебедева будут добиваться в суде высшей инстанции отмены решения Басманного межмуниципального суда об аресте миллиардера. Однако даже если Платон Лебедев выйдет на свободу, и государству, и крупному бизнесу трудно будет сделать вид, что все в порядке - ничего не в порядке.

В воскресенье Михаил Ходорковский в интервью ТВЦ, комментируя ситуацию вокруг его компании, заявил: «Если правящий класс не справляется со своими задачами, то обществу нужно думать о том, чтобы его менять». Справедливо, но проблема в том, что крупный бизнес входит или должен входить этот самый правящий класс. Есть множество претензий к разным большим чиновникам в государстве: среди них встречаются группы с просто реваншистскими целями, группы безо всяких целей (и это не говоря уже о претензиях к методам политической борьбы всех этих групп). Так что вопрос о власти остается главным российским вопросом. Но ситуация, когда человек, контролирующий самую крупную российскую частную компанию и входящий в мировую бизнес-элиту, не может защитить свой бизнес в своем государстве, - мягко говоря, странна. Тут что-то не так. Бизнесмен с оборотом меньшим, чем 100 млн. в год, еще, вероятно, может разводить руками и пенять на распоясавшихся силовиков, лоточник - на местного милиционера, но если у тебя 32 миллиарда (оценка капитализации ЮКОСа «до всего») и серьезный лоббистский инструментарий - надо искать ошибку в собственной политической стратегии.

Это не просто бизнес-просчет (как раз у ЮКОСа с финансовыми и производственными показателями вроде бы все в порядке) - это ошибка, которая может дорого стоить всему российскому обществу, а не только отдельным компаниям. Просчитавшись, Михаил Ходорковский, а с ним и другие олигархи стали объектами сермяжной пропаганды. И в этом качестве - материалом для политического выигрыша, основанного на эксплуатации самых опасных рефлексов российского общества: все взять и поделить, чужаков прогнать, а несогласных посадить. Не говоря уже о том, что сейчас происходит с российской экономикой и с надеждами на ее развитие. А это, между прочим, вопрос об ответственности самых богатых людей России перед страной и обществом. Не с питерских же гэбистов, всяких там викторов ивановых и игорей сечиных, требовать ответственности?!

Где искать ошибку Ходорковского? Там, где его силовики явно переиграли: во-первых, в сфере теневого влияния, а, во-вторых, в «работе с населением». То есть в политической сфере вообще. Так что же, ЮКОС не занимался политикой и не создавал никаких политических ресурсов? Так это вроде бы неправда.

ЮКОС в лице своих акционеров совершенно открыто поддерживает партии (так или иначе практически все основные, включая «Яблоко», СПС, КПРФ и, вероятно, в какой-то форме даже «Единую Россию»), отдельных депутатов (по словам депутата Бориса Надеждина, по некоторым налоговым вопросам случались даже голосования против решения администрации президента), имеет большой лоббистский ресурс в правительстве, парламенте и в администрации, а сам Михаил Ходорковский все чаще появляется в телевизоре. Так что политическая активность явно есть. Но дело не только в финансировании отдельных партий. Произошедшее стало возможно потому, что никто из олигархов на протяжении десятилетия еще не задался целью объяснить стране, ради чего происходит накопление их политического влияния. А это дает повод возникновению у государственных начальников, да и у народа (судя даже по обсуждению на нашем форуме) вопросов из области маниакальной шпиономании - «на кого работаешь». Ответы «на прибыль» или «на капитализацию» хорош опять-таки только для малого и среднего бизнеса.

В своей рекламе по телевизору ЮКОС отвечал: «Мы работаем для вас». Поскольку компания последняя время строилась по западным стандартам финансовой прозрачности и социальной ответственности, то у нее есть ряд аргументов, подтверждающих рекламный тезис. Но эти аргументы внутри России почти не работают. Во-первых, финансовая прозрачность в стране, где часть населения уходит от налогов, а часть просто не знает, что это такое, - фишка для внешнего употребления. Западные партнеры и инвесторы это очень любят. Во-вторых, даже беспрецедентно хорошо для России организованные социальные проекты, гранты, образовательные программы не производят политического эффекта и воспринимаются как должное. Народная любовь к олигархам от этого не появится и появиться не может. Рекламой, пиаром и корпоративными программами политический ресурс не создашь. И Запад не поможет - американцы и с Пиночетом работали - не то, что с Путиным, как справедливо указал Борис Березовский в интервью «Коммерсанту», доведя свою несколько запоздалую лондонскую рефлексию до лапидарной формулы: «вы олигархи или олигофрены?».

Чтобы аргументы типа «мы работаем для вас» работали в России, нужно ставить политические цели для страны: когда все будут знать, что такое налоги и кто их платит, тогда и песни про прозрачность начнут работать. Но не раньше. Когда милиционеры перестанут бить по морде простых граждан, тогда можно надеяться, что наезд и на каждый конкретный бизнес будет вызывать общественное возмущение. Нельзя сказать, что конкретно Михаил Ходорковский вовсе не задумывался над этим, скорее даже наоборот: равноудаленные в РСПП олигархи лоббировали разные общественно полезные с их точки зрения вещи. Но вот штука: нефтяников уже удовлетворяет налоговое законодательство, а малые предприниматели все еще сражаются с пожарниками и собственной бухгалтерией. То есть сначала свои интересы, а потом, если получится - общие. Так не получится.

К тому же в реальности ЮКОС имеет внешнюю политику (внешнеэкономическую, конечно, но где граница?), причем, вероятно, несколько более самостоятельную, чем остальные российские экспортеры. И это могло стать решающим аргументом в получении пиарщиками в погонах согласия Путина на всю эту свистопляску. Дело в том, что ЮКОС экономически связан с сильными и развитыми странами: компания стала первой поставлять нефть в США, купила словацкую нефтепроводную компанию Transpetro для усиления поставок в Европу и т.д. Зато, насколько можно судить по косвенным данным, несколько менее горячо, чем остальные нефтяные гиганты, откликнулась на предложение администрации заниматься покупкой активов в странах СНГ, а содействие так понимаемому усилению российского влияния в странах Содружества является для части нынешней власти свидетельством лояльности государственным интересам. Но, как бы ни понимать национальные интересы, при любой, даже самой вегетарианской власти, крупнейшие компании, да еще получающие сверхприбыль - это ресурс политического влияния, своего или чужого.

Так вот, главная ошибка Михаила Ходороковского состоит в том, что он не смог пока доказать ни власти, ни подавляющей части граждан, что точка сверхприбыли, которую эффективно обслуживает ЮКОС, работает в интересах России. А такое доказательство невозможно построить, что-то там объясняя в кулуарах про приоритетность тех или иных направлений внешней торговли или отчитываясь о количестве налогов, принесенных в бюджет. Это должно было быть публичное политическое заявление о своих целях и о том, как эти цели соотносятся с интересами страны (а в связи с этим - как они вообще понимаются). Михаил Ходорковский и крупный бизнес должны ответить на вопрос, за какую часть развития и укрепления страны он будет политически отвечать, и начать реально за это отвечать, да так, чтобы общество, включая нынешних недовольных итогами приватизации, поняло, что парни говорят и делают дело, несмотря даже на свое олигархическое происхождение.

С политическим заявлением, конечно, должен был выступить не ЮКОС, а лично Михаил Ходорковский: компания не может ставить политические цели, она может ставить цели только своего развития. А политические цели может ставить политик, который должен еще и добиваться политической поддержки. В этом, конечно, и риск: у таких целей могут найтись и противники. Но это обычный политический риск, и если не пойти на него - точно проиграешь. А быть самым богатым человеком в стране и при этом не иметь политических целей и ресурса поддержки общества - нельзя, что бы ни говорил В. Путин про равноудаленность. Если эту ошибку не исправить, то российский правящий класс действительно обречен.

Другие материалы по теме:

Кто остановит реванш?

Обыкновенный гэбизм: Угрожает ли России националистический переворот?

Власть сошла с ума

Заявление по поводу ситуации вокруг НК ЮКОС

Грызловщина ценой $3 млрд

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).