будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Ошибся адресом или запоздалое освящение кулаком

Ошибся адресом или запоздалое освящение кулаком
rybko-364
Игумен Сергий (Рыбко). Источник: wikipedia.org

В благословении, данном рок-игуменом С. Рыбко на силовые акции от лица верующих, помимо некоторого пацанского воинствования есть один существенный дефект. Он заключается в неверно понятой и неверно примененной цитате. За неверным цитированием и пониманием одной цитаты следует неверное понимание христианской задачи в целом, а также неправильное представление о должном. В результате призывы «набить морды богохульникам» выглядят не просто как как хулиганская блажная истерика, а как неоправданная попытка отформатировать светскую политику религиозными средствами. Игумен ссылается на слова Иоанна Златоуста.

Итак, придется сделать экскурс и выяснить, что же говорил Иоанн Златоуст и самое главное – что он имел в виду в 380-х гг.? Антиохийский проповедник писал: «раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом...» Все, вроде бы, правильно – Иоанн призывает наказывать хульников за попрание абсолютных ценностей. Но контекст, увы, показывает, что дело было иначе.

В Антиохии, где партийность, в т.ч. религиозная, была очень велика, началось восстание, и народ сбросил статуи Феодосия, за что главари восстаний были казнены. Таков был порядок В ТО ВРЕМЯ. Иоанн боялся продолжения репрессий, почему и считал правильным «наказать и вразумить богохульников, находящихся в нашем городе, обуздать оскорбляющих Бога и бесчинствующих... и если бы мы наказали тех, которые так дерзко поступали, – теперь не случилось бы того, что случилось». Иначе говоря, одна хула ведет к другой. А хула – это ересь, то есть неправильное нецерковное учение, богословски неверное мнение. В другом случае Иоанн также обрушивался на самых злобных хулителей – иудеев - и писал: «между театром и синагогою нет никакого различия… синагога есть жилище демонов… там не поклоняются Богу, нет; там место идолослужения… Конечно иудеи скажут, что и они поклоняются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не поклоняется Богу!».

Иоанн Златоуст. Фото: pravmir.ru

Иначе говоря, иудеи – самые страшные хулители, и в синагогах поклоняются кому-то не тому. Этот пример приведен здесь для того, чтобы проиллюстрировать, как опасно брать цитаты вне контекста. Иоанн Златоуст был таким же идеологом православных погромов, как и антисемитом, т.е. не был ни тем, ни другим. Контекст идейной борьбы в Антиохии 4 в. вынуждал его изредка говорить жесткие и непродуманные вещи, но осознавая свой долг, Иоанн говорил: «Христианин должен и тем отличаться от неверных, чтобы все переносить благодушно, и, окрыляясь надеждою на будущее, воспарять на высоту, недосягаемую для человеческих бедствий… Ты здесь странник и пришелец; твое отечество на небесах: переложи туда все, чтобы еще прежде тамошнего наслаждения и здесь получить награду». Он имел в виду и тех, кто оскорбил сакральную фигуру императора. И последняя цитата: «обиды и унижения, соединенные с обидами, происходят не от злобы обижающих, но от слабости обижаемых. Если бы мы были мудры, то могли бы и не обижаться и не чувствовать никаких оскорбления. Тебя обидел кто-нибудь, но ты не почувствовал обиды, и не опечалился? Тогда ты не обижен: напротив, скорее ты поразил, чем сам поражен. Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам он сильно терзается; и как обижаемые молчат, то удар обид сам собою обращается назад и поражает того, кем он послан».

В недавнем исследовании, опубликованном на Полит.ру, Г.Ю. Любарский отметил одну парадоксальную вещь: православные у нас все время ходят обиженные. Все их оскорбляют и унижают. И обида эта - от колоссального чувства собственной слабости и несоответствия долгу. Для Златоуста характерна совсем иная реакция. Это не обида и не месть, он охраняет святыню и отстраняется от скверны. Император был благочестив (т.е. не еретик) и тем самым свят, но царский гнев был вещью вполне реальной. Наказав тех, кто впадал в ересь или громил статуи, власть, к которой обращался Златоуст, могла избежать жертв и показать себя защитницей православия от иудеев и еретиков.

Поравославие. Фото: serafim.kz

Тема скверны, которую они навлекают на православное царство, - тема сакральной чистоты. И там, где нет этой чистоты, не должно быть и защиты ее пустующего места с кулаками. Когда пророк Илья в Библии убил 50 000 скверных жрецов Ваала – это было нормально. Когда в Византии рассматривали иудеев, еще не крестившихся, как причину гнева Бога, и срочно насильно крестили их – это тоже было органично. Царство было священное, царь был священен. А у нас – нет. В праве церковном остался реликт – отношение к святыне. Если вдруг причастие (св. дары) прольются на пол, требуется не только сжечь все, на что они прольются, но еще и пол на глубину сажени выскрести. Если еретики или иноверные помолятся в православном храме – его переосвящают. После инцидента с Pussy Riot в ХХС хотели было переосвящать, но подумали-подумали и решили, что не стоит. Ни царства нет священного, ни царь не свят.

Игумен Сергий Рыбко. Фото: simvol-veri.ru

Теперь вернемся к обиде игумена Рыбко. Он в запале обиды ведет себя так, как будто бы и сейчас мы живем внутри сакрального пространства. Но тогда само присутствие иноверных (евреев, мусульман) есть хула, а за одно недолжное упоминание имени президента надо карать «реальным сроком». Да кто эж потерпит? А на самом деле все давно наоборот – нынешнее похуление святыни и есть плата православных христиан за то, что не распознали знака свыше. Бог, как говорится, поругаем не бывает, хуже-то только нам. И уж подавно после драки поздно махать кулаками, придется осваивать позабытое за годы советского рабства и «нефтяного ренессанса» искусство учиться наблюдать знаки, чтобы правильно охранять внутреннюю святыню, а не внешнюю. Одним словом,  серьезно меняться.

 Игумен Сергий Рыбко. Фото:   дьякона Николая Гончарова
Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).