будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна
Федоренко Маша

Особые люди

Особые люди
sm
Фото Маши Федоренко

«Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки» для молодых людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности находится в здании Технологического колледжа №21. Охранник переписывает мои паспортные данные и велит подняться на третий этаж и найти там комнату №32. На двери рисунок – как будто слишком взрослый для ребенка, и одновременно слишком детский для взрослого. Это художник в берете, над ним написано «кабинет», а под ним – «рисования».

Фото Маши Федоренко

Фото Маши Федоренко

Вероника Павленко, преподаватель колледжа, ведет здесь уроки рисования. У нее волосы в хвостике, сережки с черепашками, а на нее – платок, расписанный в технике «батик». В классе сейчас шесть человек, все чем-то заняты.

Вася, молодой человек с очень нежным детским лицом и длинными пушистыми ресницами, лет 20 на вид, закрашивает синим облако, глядя в сторону. Вероника предлагает ему выбрать идиому для иллюстрации – это проект самиздатовских книг, которые потом, как и другие изделия, созданные здесь, будут продаваться в интернет-магазине http://www.naivno.com и на ярмарках.

фото Маши Федоренко

фото Маши Федоренко

Васю приводит в ступор слово «идиома» и он замирает, глядя наверх. Вероника объясняет ему смысл этого слова и предлагает всем нарисовать рисунки на тему пасхи. Лева – молодой человек с густой черной бородой, c очень мягкой речью и своеобразной смягчающей звуки дикцией, приносит ей карандашный рисунок, изображающий желтый крест на розовом фоне, и говорит:

– Гольгофа!

Вероника вздыхает и просит нарисовать что-то более мирное. Но Лева окончательно отвлекается:

– Мария – душечка! – объявляет он и берет в руки мой диктофон. Он издает восторженные звуки и нажимает на все кнопки. Но я зря волнуюсь, что он его случайно выключит – Лев хорошо разбирается в технике.

– А знаете, что я вам скажу? У вас разряжается, душечка, - говорит он мне. Я смотрю на экран, и вижу, что батарейка и правда садится.

Вероника объясняет мне, как они работают над самодельными книжками:

– Ребята должны сами сканировать, верстать, объединять свои рисунки. Кто-то самостоятельно делает, кому-то помогаем. Лева очень хорошо может подобрать что-то, он сам искал поговорки в интернете, считалки к книге, которую мы готовим. А верхнее облако что не раскрасил? – обращается она к Васе, а потом продолжает. - Важно понять, какие темы будет корректно с ними проиллюстрировать. Я нашла замечательную фразу: «Победа сил добра над силами разума». Но не все соглашаются с этой фразой. Ой, ты решил желтого добавить, солнышко проглянуло?

Она предлагает проиллюстрировать идиому и мне, я выбираю «выйти из себя» и рисую огромную фигуру мужчины, из ноги которого через дверку выходит крошечная черная фигурка.

– Я плохо рисую, что делать? – спрашиваю я Веронику.

– Ничего не делать! – она улыбается. – Мы тут так думаем, что ничего не делать. Просто рисовать.

Ребят уводят на физкультуру.

фото Маши Федоренко

фото Маши Федоренко

А Вероника рассказывает мне, что она нашла себя в работе с «особыми людьми» всего несколько лет назад. Она профессиональный художник и преподаватель – 20 лет работала в художественной и обычной школах, а еще в домашней студии. В колледже она с сентября 2008 года, а раньше работала в Центре лечебной педагогики.

– Там мне посоветовали работать со взрослыми, потому что все и так хотят работать с детьми. На взрослых, конечно, тоже защищают диссертации и все такое, но помочь им вряд ли можно, а с детьми по-другому - считается, что есть надежда их выцепить. Я считаю, что ничего делать со взрослыми не надо, а нужно менять отношение общества. У них особый такт, мне с ними спокойно и хорошо, и я все понимаю. Я работала в обычной и художественной школе, и поняла, что дети – это не мое. Они здоровые, бегут по коридору, потому что перемена: «Ура! Мы вырвались!»У них сильна соревновательность, которой у нас, в «Центре», нет. Они жестокие, эгоисты. Эти тоже, но у них по-другому выглядит. Дети бегут, потому что прозвенел звонок, и посыл, что надо бежать, идет снаружи. А у наших ребят посыл идет изнутри. Если им сказать, что перемена, они еще подумают.

фото Маши Федоренко

фото Маши Федоренко

– Они больше погружены в себя?

– Да. Мы все настолько привыкли подчиняться порядку и дисциплине, что забываем чувствовать себя. У меня с ребятами происходит взаимообмен. Они меня вдохновляют, а я им даю возможность понять, что они могут быть кому-то интересны. Родители считают: «Да что он там может? Да ничего!». Некоторые говорят открытым текстом: «Ты ничего не можешь, ты бестолочь». А один наш художник, Андрей Демин, обычно молчит, но иногда повторяет одну фразу, чаще всего то, что его мама говорит. У него просто замечательная мама, просто иногда говорит что-то в сердцах. И вот однажды он повторял ее фразу «проклятый киндер-сюрприз». И это удивительная фраза, она неоднозначная, но в каком-то смысле очень точная. И другие его слушали, и они все понимали, улыбались чему-то про себя.

– А как появились эти мастерские?

– Эти мастерские были созданы, потому что детки из Центра лечебной педагогики выросли, и надо было думать, что дальше. Очень мало кто смог адаптироваться и стать самостоятельным. Раньше тут был обычный колледж, правда с уклоном в сторону трудных подростков и детдомовских детей. У них был явный недобор, и за счет нас была решена эта проблема. Но не каждый директор решится взять таких, как мы. Так что Николаю Дорофеевичу Раздобарову большое спасибо.

Она рассказывает, что ребят не берут на работу в обычные места даже с дипломами, поэтому благодаря Ольге Олеговне Волковой им разрешили получать второе образование здесь же. В будущем Вероника надеется создать центр ремесел, чтобы всегда присматривать за ребятами и не разлучаться с ними. Всего в колледже у «Центра» четыре мастерских: столярная, полиграфическая, керамическая и швейная. Она рассказывает, что благодаря Тамаре Лаврентьевой из керамической мастерской они стали сотрудничать с художником и поэтом Германом Лукомниковым: он приходит читать свои стихи, разрешает их использовать для работы с ребятами и публиковать в самодельных книжках. И это он придумал фразу «Хорошо, что я такой, а не какой-нибудь другой», которая стала девизом «Центра».

фото Маши Федоренко

фото Маши Федоренко

Мы уходим в другую комнату, где все собрались пить чай. Я выбираю себе рисунок для кружки, которую я хочу купить – рисунок переводят на кружку прямо тут.

Вероника рассказывает всем, что я журналист с Полит.ру, и говорит мне, что у Левы монархические взгляды, а Андрей за коммунистов.

Чудаковато одетый Андрей, молодой человек с большими внимательными и умными глазами, оказывается, разбирается в политике гораздо лучше, чем я. Он наклоняется ко мне и излагает свои политические взгляды, иногда отклоняясь назад и взмахивая руками:

– Голосовать - это моя конституционная обязанность. Я буду за КПРФ голосовать. Это патриотическая партия. Еще мне нравится «Яблоко», я считаю их порядочными людьми.

– А СПС?

– Уже нет, там такие люди, за которых мне голосовать не хочется. А Жириновский мне надоел. Если будут кандидаты, которые поддерживают защитников Химкинского леса, я за них проголосую. А вот за кого я точно не буду голосовать на выборах, так это за Путина.

– Почему?

– Он делает все не так, как мне нравится. Медведев получше, надо модернизировать экономику, но у меня сомнения, что он это сделает. Должен признаться, что в 2004 году в марте я голосовал за Николая Харитонова, он был кандидат от КПРФ. Но победил Путин. Я еще хотел выбрать Сергея Глазьева. Всех остальных я даже не рассматривал. В 2008 году я голосовал за Жириновского. Но он высказался по многим вопросам не так, как я считал нужным. На этой почве мы с ним разошлись.

– По каким вопросам? – спрашиваю я.

– О ввозе в Россию радиоактивных отходов, о купле-продаже российской земли, о поправках в трудовом и земельном кодексе, о введении ЕГЭ в школе, за то, чтобы губернаторов назначать, а не избирать.

Он встает и начинает мерять комнату большими шагами.

Гене, высокому задумчивому человеку, вчера исполнилось 30 лет. Он смотрит в сторону и повторяет Веронике:

– Птица какая, хорошая птица.

– Ты про кого, про Марию? – улыбается она.

– Да.

– А какая она птица?

– Да я не знаю.

Лева спрашивает у меня:

– А что у вас есть, музыка? А как вы заряжаете, душечка моя? – оказывается, у него похожий плеер, и он хочет зарядить мой диктофон, только у него не сразу получается вставить его в USB-вход, руки как будто не полностью его слушаются.

Мы садимся пить чай. На столе торт и пирожные.

– Душечка моя. Знаешь, дорогая моя, мы тебя очень любим! – говорит мне Лева, вставая с чашкой чая в руках.

– А у кого день рождения? – спрашивает его Вероника.

– У Гены, - отзывается Лева и исправляется:

– Мы будем любить тебя каждый день и каждую секунду, - с выражением обращается к нему Лева. Психолог Инна приносит открытки ему и Ратмиру, у которого тоже недавно был день рождения – на каждой из них фотопортреты всех участников мастерской и поздравления от руки. Все написали их сами. Ратмир встает и начинает танцевать, рассматривая свою открытку.

– У кого еще нету бумажек со списком наших телефонов и инструкцией, что делать, если аварийная ситуация в доме? – спрашивают ребят преподаватели и раздают всем листочки. На них написано, что именно нужно говорить аварийным службам по телефон: улицу, дом, код домофона и так далее.

Гена снова что-то говорит про птицу и вдруг его озаряет

– Иволга!

– Мария - иволга?

Он кивает, и добавляет, что Наташа Архипова, с которой Вероника придумала бренд самиздата «Особая полиграфия» – соловей-разбойник.

Я подхожу к Леве, который сидит за компьютером и что-то читает в интернете. Он рассказывает:

– Я очень люблю историю Рима. Это самая красивая страна, Древний Рим - самый прекрасный, город славный, – он молча просматривает страницу «Визы в Италию», и возвращается на страницу Википедии, посвященную Древнему Риму. –Смотрите, видите, христианство победило язычество. Вот святые угодники, Святой Лев.

– Ратмир, зачем ты мне волосы распустил? – слышу я слова Вероники. Ратмир смеется. Андрей застыл посреди комнаты, опустив швабру в ведро с водой и глядя в окно.

Мы с Вероникой уходим осматривать мастерские. Везде просторные помещения, современная техника. Занятия уже закончились. В швейной мастерской за длинным столом сидят преподаватели и родители. Ко мне и Веронике подходит мальчик-подросток с беспокойными глазами, пожимает руку и говорит: «Здравствуйте». В керамической мастерской Вероника обсуждает с преподавателем Мариной Павловой, как лучше делать бусины, чтобы получалось широкое отверстие. Иначе у ребят не получится нанизывать бусы. Появляется идея использовать дротики и шило.

На следующий день, в субботу, я приезжаю домой к Веронике: по ее словам, эти бесплатные занятия с 16:00 до 19:00 проходят спокойнее и интереснее.

Мне открывает дверь мужчина с немного одутловатым, но необычайно приветливым и ласковым лицом. Его зовут Леня, как я узнаю чуть позже. Он единственный, кто потом уходит домой самостоятельно. За остальными приходят родители.

– Это Маша! – кричит из дальней комнаты Вероника.

– Да? Ничего страшного! – утешает меня Леня. – Ждали Сашу, пришла Маша. Ничего страшного.

Вероника выходит в удивительном платье в неопределенно-этническом стиле и встревоженно говорит, что не может вытащить Илюшу из ванной: он стоит там, держит руки под водой и отказывается выходить. Оказывается, сегодня Илюше тяжело, потому что он впервые остался у Вероники без папы. Обычно папа сидит в другой комнате и работает за компьютером. Наконец, Илюша выходит – он очень милый и симпатичный юноша лет 25.

– Бетховен! Соната №1, - требует он у Вероники, но этого диска она найти не может и ставит Лору Андерсон. Илюша садится рисовать, но на диване ему не сидится – глядя на него, кажется, что ничего неудобнее и непонятнее дивана на свете быть не может. А за столом ему оказывается хорошо.

– Даст по шее! Папа мне даст по шее? – спрашивает он Веронику. Он говорит быстро и неразборчиво, как во сне.

– Никогда тебя папа не будет бить! Он тебя бил когда-нибудь?

– Никогда! – сразу говорит Илюша и на время успокаивается.

Вероника просит меня помочь тихому Жене рисовать батик, пока она занимается бусами с Леней. Нужно следить, чтобы он раскрашивал рисунок, как раскраску, не заходя за края – контур уже нанесен и высох. Женя рисует аккуратно, остается только говорить ему, где каким цветов закрасить: если этого не делать, он закрашивает все одним цветом или молча сидит, глядя в сторону. Он ничего не говорит вслух, только что-то шепчет про себя.

фото Маши Федоренко

фото Маши Федоренко

Илюша садится за батик, берет в руки тюбик с контуром и выдавливает его на ткань. Приходит Вероника и объясняет, что так нельзя. Илюша снова уходит в ванную, Женя тоже плавно высвобождает себя из-за стола и исчезает. Вероника находит его играющим с котом в другой комнате.

Наконец все снова в сборе. Илюша говорит Веронике:

– Мамы, мамы нет.

– Да, мама ушла, и ничего с этим не поделаешь, - сочувственно говорит она, и я понимаю, что она умерла.

– Бабушке совсем плохо. Как маме.

– Бабушка себя плохо чувствует?

Он кивает и спрашивает.

– А когда мне будет совсем плохо? Скоро?

– Нет, нескоро, - говорит Вероника. Потом она вздыхает и говорит, что Илюше тяжело без мамы.

Позже приходит папа Илюши – это очень уставший на вид и скромный человек. Он не садится со всеми пить чай и ждет на диване, а еще спрашивает у сына:

– Какая тебе сегодня музыка понравилась? Покажи мне.

Вероника делает бусы с Илюшей и Леней, а потом вручает каждому родителю любые на выбор – скоро 8 марта.

Когда я ухожу, Вероника признается, что ей не очень нравится в колледже – там слишком много преподавателей по сравнению с количеством студентов. Они держатся за свои ставки и в результате не всегда думают о ребятах. Но и бросить колледж ей трудно, даже если продолжать занятия дома, все равно «это предательство», говорит она.

Я иду домой и думаю, что я так и не спросила, зачем же на самом деле Вероника занимается рисунком с этими ребятами. Ответ я потом нахожу в ее жж (http://nika-pavlenko2.livejournal.com/), но и так все ясно. Просто это любовь. Есть в этих «особых» людях что-то невероятно прекрасное, как будто они – это чудо.

А Вероника сказала об этом так: «Им присущи интуиция, неумение лицемерить, самобытность, открытость, чувство юмора, способность к спонтанному творчеству и медитации, отсутствие стереотипов, внутренняя честность, такт и какая-то природная душевная грация. Эти люди умеют любить без причины. Рядом с ними как-то неловко меряться дутыми авторитетами и кичиться приобретёнными в борьбе за них ложными, надуманными общепринятыми ценностями, за которыми прячутся холод и пустота. Нам всем стоит поучиться у этих людей радоваться простым вещам, обходиться без фальши и пафоса, способности побыть внутри себя - хотя бы иногда. И тогда все мы разглядели бы друг в друге что-то большее, чем социальный статус, состояние здоровья и профпригодность».

фото Маши Федоренко

фото Маши Федоренко

Федоренко Маша
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).