будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Чукотка Северный Кавказ выборы губернаторов
Май 15, 2025
Страна
Карпюк Илья

Особые регионы

Особые регионы
chukotka-0804
Анадырь. Чукотка. Источник: Фото: skyscrapercity.com

Партия «Единая Россия» собирается отказаться от выборов губернаторов не только в северокавказских республиках, но и на Чукотке. Осенью 2013 года выборы пройдут в Московской, Владимирской и Магаданской областях, Ингушетии, Дагестане и Хакасии, Забайкальском и Хабаровском краях, а также в Чукотской автономии. По данным «Коммерсанта», федеральное руководство «Единой России» планирует спустить в три региона директиву отказаться от введения губернаторских выборов — в Ингушетию, Дагестан и на Чукотку.

После возвращения губернаторских выборов в закон были внесены поправки, которые оставляли региональным парламентам возможность сохранения прежнего порядка назначения главы региона президентом России, как полагается, специально для нестабильных республик Северного Кавказа. Кавказ далеко, там все слишком сложно, да и живет он за счет федеральных дотаций, так почему бы федеральному президенту не назначать местных глав администраций, ведь именно они во многом отвечают за распределение федеральных денег.

Таким образом, несмотря на критику премьер-министра Дмитрия Медведева, который является по совместительству главой «Единой России», партия власти вначале приняла поправки в закон, которые позволяют менять по воле региональных парламентов порядок выборов главы региона, а теперь, похоже, выбирает регионы, главы которых будут не избираться, а по-прежнему назначаться.

В России, согласно Конституции, все регионы равны. Однако после распада Советского Союза новому руководству России досталась большая страна с более чем 80 регионами. Среди них, естественно, есть бедные и богатые, большие и маленькие, аграрные и промышленные, преимущественно русские и с иными доминирующими национальностями. Советский Союз был очень сложно устроенной федерацией с крайне запутанной системой национальных автономий. Упрощал все тоталитарный режим под руководством верхушки Коммунистической партии — закрепленные в Союзном договоре, Конституции СССР и законодательстве схемы взаимодействия различных уровней власти мало кого интересовали вплоть до начала распада страны в конце 1980-х годов.

Борис Ельцин

Борис Ельцин, победив в июне 1991 года на выборах президента тогда еще РСФСР, получил право назначать глав администраций всех регионов страны. Однако одновременно с выборами президента жители Москвы и Ленинграда выбрали себе мэров.  В тот же день прошли выборы президента Татарстана. Таким образом, главы двух городов федерального подчинения, а также самой богатой автономной республики в составе России сразу оказались подотчетны не президенту, а жителям.

 

Вплоть до 1996 года не было единого для всей страны порядка выборов или назначений глав регионов. В целом чаще избирали глав в регионах двух типов, которые хотели той или иной автономии и жители которых были особенно недовольны политикой Ельцина и его правительств. Так, выборы повально начались в республиках, которые в Конституции 1993 года напрямую определяются как «государства», и в промышленно развитых областях, которые не желали во всем подчиняться Москве (например, Свердловская и Нижегородская области). Много губернаторов выбрали и в регионах так называемого «красного пояса» — главным образом, аграрных областей, которые в основном голосовали за коммунистов.

Таким образом, вплоть до 1996 года в России, несмотря на провозглашающую равенство регионов Конституцию, существовало два типа регионов — с назначенными губернаторами и с избранными главами.

После 1996 года такого разнобоя федеральная власть уже не допускала: вначале всех губернаторов сделали выборными, затем, после теракта в Беслане 2004 года, всех губернаторов сделали назначаемыми Кремлем. После митингов в Москве зимой 2011-2012 годов выборы глав регионов вернули, однако почти сразу была принята поправка, которая позволяет региональным парламентам оставлять прежнюю систему назначения Кремлем.

В других федерациях также разные территории могут обладать различными правами. Как правило, в вопросах самоуправления ограничиваются жители малозаселенных территорий или земли, которые имеют особый юридический статус по тем или иным историческим причинам.

Вашингтон. Округ Колумбия

Всем известно, что Соединенные Штаты Америки состоят из 50 равноправных штатов. Также известен особый статус столицы — города Вашингтона, который находится в округе Колумбия. Для создания столицы в 1971 году была выбрана земля на границе штатов Вирджиния и Мэриленд, выделен квадрат со стороной десять миль и началось строительство. Незадолго до Гражданской войны Вирджиния отняла у Конгресса свою часть квадрата обратно, с тех пор округ Колумбия — почти квадрат, у которого лишь одна сторона обрезана рекой Потамак. Согласно американской Конституции, властью в столице обладает не городской совет, а Конгресс, то есть федеральный парламент. В том числе из-за этого долгое время Вашингтон был одним из наименее обустроенных городов страны — местное самоуправление, которое активно развивалось в Соединенных Штатах, намного эффективнее федеральных назначенцев. Только 1973 году Конгресс принял специальный закон о самоуправлении в Вашингтоне, а в 1975 году появился первый избранный мэр. Жители столицы США избирают трех человек в коллегию выборщиков во время президентских выборов — то есть как самый маленький штат — но не имеют своих представителей в Конгрессе.

 

Помимо 50 штатов и Вашингтона у США есть также территории, которые управляются правительством США напрямую, не входя ни в какой штат. Эти территории делятся по двум признакам — инкорпорированность и организованность. На инкорпорированной территории Конгресс установил действие Конституции США, то есть все ее жители являются американскими гражданами, а сама территория не может быть выведена из состава страны. На организованной территории Конгресс установил местное самоуправление.

Как правило, инкорпорированные организованные территории со временем становились полноправными штатами, и сейчас в составе страны нет ни одной территории с таким статусом — последней были Гавайи, которые стали 50-м штатом в 1959. Инкорпорированная неорганизованная территория сегодня только одна — атолл Пальмира, который когда-то принадлежал Гавайским островам. К инкорпорированным неорганизованным территориям также приравнены находящиеся в открытом море суда под флагом США и территориальные воды.

Самые известные неинкорпорированные организованные территории — Пуэрто-Рико, у которого есть достаточно хорошие шансы стать 51 штатом, и Гуам, который находится на самом западе Тихого океана, то есть достаточно близко к Азии, и оттого на него направлены северокорейские ракеты с ядерными боеголовками.

В двух королевствах Британского содружества — Канаде и Австралии — которые также являются федерациями, существует земли, обладающие статусом территории. Особенность этих двух государств в том, что территории там являются не отдаленными островами, а непосредственной частью стран. Так, Австралии принадлежит множество островов в Тихом и Индийском океанах, но даже собственно на континенте существует Северная территория, которая занимает около 17,5 процентов площади материка, но на которой живет только 1 процент населения страны. Согласно австралийской конституции, законодательное собрание Северной территории может принимать собственные законы, но федеральный парламент вправе их отменять.

Юкон. Канада

Похожая ситуация в Канаде, где Юкон, Нунавут и Северо-западные территории имеют собственные законодательные собрания с позволения федерального парламента. Все канадские территории находятся северней 60 градуса северной широты — то есть, чтобы было понятнее, севернее Санкт-Петербурга.

 

Руководство каждой страны, в которой ограничивается или, напротив, развивается самоуправление в отдельных регионах, делает это из каких-то своих убеждений. Остается надеяться, что угроза сепаратизма и потери контроля, из-за которой «Единая Россия» ограничивает самоуправление кавказских республик, не так страшна, как видится из Москвы.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).