Российский футбольный союз принял решение исключить крымские клубы из соревнований второго дивизиона чемпионата России по футболу. По словам почетного президента РФС Вячеслава Колоскова, крымские клубы сами попросили снять себя с чемпионата, хотя негласно все понимают: добровольно такие заявления не делаются.
Три крымских футбольных клуба, СКЧФ (Севастополь), ялтинская «Жемчужина» и ТСК (Симферополь) были допущены до участия в системе российских чемпионатов в в июле 2014 года, через четыре месяца после формального вхождения Крыма в состав Российской Федерации.
Крымские клубы начали играть в южной зоне второго дивизиона чемпионата России по футболу, несмотря даже на то, что предшественники СКЧФ и ТСК, команды «Севастополь» и «Таврия» соответственно, играли в премьер-лиге достаточно сильного украинского чемпионата. Собственно именно для того, чтобы участвовать в российском чемпионате, крымские клубы перерегистрировались как юридические лица и взяли другие названия — предполагалось, что благодаря такому маневру у РФС не возникнет проблем относительно участия бывших украинских клубов в чемпионате.
Однако руководство Федерации футбола Украины (ФФУ) все-таки опротестовало действия РФС в Союзе европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). 4 декабря руководство УЕФА вынесло свое решение: крымским клубам запрещено участвовать в чемпионате России с 1 января 2015 года. Без согласия УЕФА и ФФУ Российский футбольный союз не вправе проводить турниры на территории Крыма.
Министр спорта Виталий Мутко уже предположил, что в Крыму может быть создана собственная футбольная лига под юрисдикцией УЕФА. В принципе, подобный опыт уже есть: Соединенное Королевство представлено в УЕФА аж четырьмя ассоциациями: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Проблема, однако, в том, что, во-первых, на Британских островах эта ситуация сложилась раньше, чем появилась Европейская футбольная ассоциация, а во-вторых, с финансами там нет таких проблем — а существование всех трех крымских клубов под большим вопросом из-за отсутствия спонсоров.
Как бы то ни было, исключение Крыма из российской футбольной географии подтверждает не слишком афишируемый факт: у республики Крым и Севастополя, в России имеется особый статус, из-за которого, а может быть и благодаря которому, присоединенные территории могут так и не войти окончательно в российское правовое пространство.
Формально интеграция Крыма в российское правовое, налоговое и финансовое пространство завершилась 1 января 2015 года. Просьба главы республики Крым Сергея Аксенова продлить переходный период на год в Москве поддержки не нашла. При этом если изучить российское законодательство - действующее и то, что только обсуждается в Государственной Думе, становится понятно, что «особость» Крыма вовсе не закончилась с окончанием переходного периода.
Крымские чиновники, например, в отличие от своих российских коллег, вправе иметь счета в зарубежных банках и, более того, иметь два гражданства. Очевидно, это сделано из-за того, что процедура выхода из украинского гражданства — достаточно муторная с бюрократической точки зрения и предполагает не только желание гражданина, но и согласие государства. Конечно, правительство Украины не давало согласие на то, что гражданство теряют более 2 миллионов живущих в Крыму человек.
В начале января президент Владимир Путин подписал закон, который вводит, пока только на 2015 год, свои особенности для арбитражных процессов в Крыму. Теперь хозяйственные и арбитражные суды в Крыму и Севастополе имеют право принимать от участников споров документы на украинском языке, правда, только если они были составлены до присоединения полуострова к России. На всей остальной территории арбитражное судопроизводство ведется исключительно на русском языке.
В Крыму также действует особая процедура изъятия земли для государственных нужд. Полномочия по регулированию земельных отношений, в том числе и по изъятию земель для госнужд и определению ее стоимости, переданы до 1 января 2017 года законодательным собраниям Крыма и Севастополя соответственно — в остальной части страны решение принимают федеральные органы власти.
По особому работают в Крыму и сотовые операторы. Украинские компании постепенно покинули полуостров, а российские гиганты не спешат развернуть там свой бизнес, главным образом из-за угрозы западных санкций. На сегодня на полуострове работает только один российский оператор «К-Телеком», он занял частоты компании «МТС-Украина». Также готовится к началу обслуживания абонентов «КТК Телеком». Конечные бенефициары этих компаний публично не называются, хотя по данным источников «Ведомостей», «К-Телеком» представляет интересы МТС, а «КТК Телеком» является структурой «Таттелекома» из Татарстана.
Также в Крыму работает фактически своя банковская система. Крупнейший банк на полуострове - «Российский национальный коммерческий банк», который за несколько дней до открытия представительства в Крыму поменял собственников - от своих акций избавился входящий в группу ВТБ Банк Москвы.
Венцом «особости Крыма» должна была стать особая экономическая зона, которая задумывалась практически как внутрироссийский офшор. Министр по делам Крыма Олег Савельев собирался даже внести в закон об ОЭЗ пункт о том, что зарубежные предприятия при заключении контрактов с крымскими юрлицами, вправе выбирать любую юрисдикцию для решения споров, используя хоть торговое право и Высокий суд Лондона.
В итоге, правда, закон о свободной экономической зоне свелся к налоговым льготам и особому таможенному режиму. Впрочем, вряд ли настроения в Министерстве по делам Крыма изменились — это значит, что сторонники либерально-экономического подхода все еще занимаются проблемами полуострова.
Особый статус Крыма оказался прописан не в отдельном законе, как это было во время действия переходного периода. Множество отраслевых актов содержат в себе пункты и подпункты, в которых юридически и оформляется особый статус этой территории.
Причем Крым в вопросе «особости» не уникален. Сейчас в правительстве существуют министерства по делам Северного Кавказа и Дальнего Востока, которые, очевидно, добиваются того, чтобы подопечные им регионы жили в несколько ином правовом режиме, чем все остальные субъекты федерации — иначе смысла существования этих ведомств просто нет.
Учитывая то, что Крым очень хорошо вписался в тенденцию особого отношения центрального правительства к дальним или сложным окраинам Федерации, вряд ли стоит рассчитывать на то, что полуостров будет на самом деле интегрирован в российское правовое пространство — все указывает на то, что особый статус не просто не закончился с переходным периодом, а только укрепился.
Теперь же, благодаря исключению крымских клубов из Чемпионата России по футболу, особый статус полуострова стал заметен даже для рядовых граждан, не слишком посвященных в юридические тонкости законодательного процесса.