Президент России Владимир Путин подписал ряд указов о назначениях в Администрации президента и других структурах власти. При этом Путин переназначил практически всех чиновников на прежние же позиции.
Так, Валентин Юмашев стал советником президента на общественных началах, Николай Патрушев вновь назначен секретарем Совета безопасности, Антон Федоров — начальником Управления кадров АП. Также президент переназначил первого заместителя секретаря Совбеза Юрия Аверьянова и пятерых его заместителей — Александра Гребенкина, Сергея Вахрукова, Михаила Попова, Рашида Нургалиева и Олега Храмова.
Вместо Михаила Брюханова, перешедшего в Россотрудничество, на пост начальника управления по обеспечению деятельности Госсовета назначен Александр Харичев. В то же время Александр Бедрицкий отстранен от должности советника президента по климату, а глава правительства Чечни Абубакар Эдельгериев назначен советником президента, передает газета «Коммерсантъ».
Управления администрации президента возглавили:
Управление по внутренней политике — Андрей Ярин;
Управление по научно-образовательной политике — Инна Биленкина;
Управление по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетии — Олег Говорун;
Канцелярию президента — Александр Голубев;
Управление протокола президента РФ — Анна Куликова;
Управление по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи — Андрей Липов;
Управление по внешней политике — Александр Манжосин;
Управление по работе с обращениями граждан и организаций — Михаил Михайловский;
Управление по общественным проектам — Сергей Новиков;
Управление по государственным наградам — Владимир Осипов;
Управление информационного и документационного обеспечения — Сергей Осипов;
Экспертное управление президента — Владимир Симоненко;
Управление по общественным связям и коммуникациям — Александр Смирнов;
Управление по вопросам государственной службы и кадров — Антон Федоров;
Управление по обеспечению деятельности Государственного совета РФ — Александр Харичев;
Управление пресс-службы и информации — Андрей Цыбулин;
Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами — Владимир Чернов;
Управление по вопросам противодействия коррупции — Андрей Чоботов.
Аналитик «Полит.ру» Василий Измайлов комментирует происшедшее.
«Администрация президента опубликовала ряд указов и распоряжений о формировании себя, если так можно выразиться. И самое интересное во всех этих документах — не кадровые назначения или содержание указов, а апперцепция их в общественном сознании. Поскольку самым ярким медийным фактом стало переназначение Валентина Борисовича Юмашева на должность советника президента.
Валентин Борисович Юмашев, если не ошибаюсь, сохраняет эту должность еще с 2000 года, с тех пор, как оставил пост главы кремлевской администрации и был переведен в число людей, дающих советы, — наряду, в частности, с Михаилом Юрьевичем Лесиным. Те из вас, кто бывает на Старой площади, знают, что у Валентина Борисовича даже кабинет там есть. Причем кабинет находится в очень интересном месте и очень многое говорит об отношении к его владельцу со стороны части кремлевских бюрократов.
Причем мало того, что достаточно техническое распоряжение президента о назначении Юмашева советником на общественных началах вышло в СМИ. Оно разошлось широко и вызвало даже определенную волну не то чтобы негодования, но яркого общественного интереса. Кто что об этом говорил, говорит и, наверное, еще будет говорить, вы можете ознакомиться самостоятельно в ближайшее время.
Тут любопытно другое: любопытно даже не то, что сам факт публикации этого достаточно второстепенного распоряжения имел место, а то, как мы производим политические новости. Поскольку малая осведомленность людей, являющихся формальными постньюсмейкерами политических новостей, накладывается на дефицит самих информационных сообщений. И здесь каждая случайная оговорка, которая в случае естественной политической жизни осталась бы оговоркой и ничем более, обрастает подробностями, конспирологическим интересом и претендует на роль обобщения и некоторого дополнительного фактора, обозначающего новые вектора.
Что же касается собственно векторов, то с ними все осталось как прежде; мы об этом уже имели возможность говорить. Ключевые назначения проведены, никаких неожиданностей не случилось.
Андрей Вениаминович Ярин сохранил должность начальника Управления президента по внутренней политике. Александр Дмитриевич Харичев назначен на должность руководителя президентского управления по обеспечению работы Госсовета. Ну и, пожалуй, я бы отметил еще, что сохранили свои места господин Федоров, главный кремлевский кадровик, и господин Чоботов, главный кремлевский силовик (наверное, можно его и так назвать; а уж по своему генезису он точно силовик).
Разговоров было много. Все обозначали, какая группа усилится, а какая ослабнет. В результате стороны разошлись вничью, причем настолько вничью, что даже Николай Платонович Патрушев сохранил свое место. И не только он: сохранил свое место и его заместитель господин Нургалиев. То есть мы имеем сегодня политическое пространство, формально организованное почти так же, как это выглядело в конце 2017 года.
А дальше мы можем говорить о том, что «формально» не означает «содержательно». И о том, что административные назначения в небольшой или даже в очень незначительной степени являются показателями реальной силы той или иной властной группы. Особенно с учетом тех трансформаций, которые мы сейчас имеем возможность наблюдать. То есть кто-то наблюдает, а кто-то строит рабочие модели этого наблюдения в отношении оптимизации систем прохождения денежных потоков.
Полагаю, что и в дальнейшем функции номинальных стейкхолдеров в аппарате президента будут сокращаться, а функции стейкхолдеров неформальных (а тут уж каждый может вложить в это словосочетание тот смысл, который ему угоден и представляется наиболее адекватным нынешнему дню) будут все более и более увеличиваться.
К чему это приведет, вероятно, мы сможем узнать в достаточно скором времени, особенно учитывая те процессы, которые мы, кажется, начинаем наблюдать в связи с пенсионной реформой. Когда впервые наблюдается не катастрофическое, но резкое падение рейтинга первых лиц, и, кажется, идет речь о перезаключении общественного договора.
Возможно, именно эта проблема — проблема нового общественного договора и новой легитимности — и станет ключевой проблемой ближайших четырех-пяти лет», — сказал Василий Измайлов.