Чиновники, ответственные за подготовку российской сборной к Олимпийским играм в Ванкувере, должны уйти в отставку, заявил президент Дмитрий Медведев на встрече с руководством "Единой России".
"Тот, кто несет ответственность за подготовку к Олимпиаде, такую ответственность должен понести, это совершенно очевидно. Думаю, что лица ответственные, или, во всяком случае, некоторые из тех, кто отвечает за эту подготовку, должны будут принять мужественное решение и написать заявления. Если такой решимости не будет наблюдаться, мы им поможем", - заявил Медведев. В конце прошлой неделе разочарование итогами Олимпиады выразил премьер-министр Владимир Путин, который заявил о необходимости сделать "оргвыводы".
Общественное мнение и многие публичные политики (от фракции ЛДПР до отдельных представителей "Единой России") винят в "провале" руководителей двух крупнейших спортивных институций - Олимпийского комитета России Леонида Тягачева и министерства спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко. И им предрекают отставки. Те вяло оправдываются, валят друг на друга, лихие девяностые и невезение.
Отставка Мутко, буде таковая произойдет (шансы на это после выступления Медведева несколько возрасли), станет одной из первых отставок "питерских путинского призыва", которая была осуществлена под давлением общественного мнения. Даже глава ЦИК Владимир Чуров сумел отбиться осенью от обвинений оппозиции в безобразно проведнных региональных выборах (оппозиция упрекала ЦИК в бездействии по массовым фальсификациям). Это дает шанс и для Мутко удержаться на посту. В этом случае, роль жертвенного агнца придется исполнять господину Тягачеву
С "увольнением" Леонида Тягачева ситуация еще интереснее. Прежде всего - Медведев не может уволить Тягачева. Президент ОКР - должность выборная, избирается отчетно-выборным Олимпийским собранием на срок в четыре года. А Олимпийский комитет - орагинизация общественная. И президент России его президенту никто - его и Господь Бог в силах уволить только с последующим зачислением по другому разряду - праведников или грешников.
Другое дело (и здесь уже совсем интересно), что никаких - в строгом легистском смысле слова - правовых оснований у Тягачева пребывать на посту президента ОКР нет. Об этом недвусмысленно сказано в Уставе возглавляемой Тягачевым организации. Имеется поправка в Устав ОКР от 2005 года в статью 13 о том, что "Лицо не может избираться на должность Президента ОКР более двух сроков подряд"). Однако Леонид Тягачев пребывает в своей должности уже третий срок, о чем нам гордо сообщает его официальная биография с сайта ОКР ( цитата: 17 декабря 2009 года переизбран на третий срок). Наличествует явный "перебор сроков".
Казуисты из ОКР объясняют это так: поскольку данная поправка в устав ОКР была внесена лишь 25 июля 2005 года, т.е. через несколько недель после того, как Леонид Тягачев был переизбран на второй срок, он имеет право быть переизбранным и вопрос лишь в том, считать нынешний срок (с 17 декабря 2009 года) юридически вторым или вовсе юридически первым (пример такой казуистики).
Такая логика, кажется, использовалась и при многочисленных выяснениях, сколько губернатору сидеть можно. До сих пор власти предпочитают отсутствие определенности в этом вопросе (см. встречу Дмитрия Медведева с губернатором Маркеловым и установочный разговор про "третий срок"). Отсутствие жестких ограничений дает возможность маневра в закулисных переговорах с губернаторским корпусом.
В Минюсте кто-то наверняка консультировал ОКР при переизбрании Тягачева, и третий срок его наверняка был юридически обоснован. Как-то вроде - поправки не имеют обратной силы (почему?). При этом кажется очевидно противо речащим букве нормы от 2005 года переизбрание Леонида Тягачева на третий срок.
И здесь как раз недостаточная проговоренность норм может сработать в пользу представителей государства. То есть: несмотря на то, что президент не может Тягачева уволить, он может "помочь ему" этот пост покинуть. Например, инициировав проверку Минюстом соответствия материалов и решений отчетно-выборного Олимпийского собрания от 17 декабря 2009 года Уставу ОКР. Каковая проверка может, например, установить, что Леонид Тягачев находится на своем посту в нарушение Устава ОКР. Россия, вот же в чем штука, страна не только с неопределенным будущим и меняющимся прошлым, но еще и со свободно трактуемым законодательством в духе соответствия текущему политическому моменту.