Госдума в ее новом составе ничем не отличается от прежней. Это доказало самое первое ее заседание, где распределяли кабинеты в нижней палате парламента. Она все также контролируется властями, хотя в ней и больше влияние «оппозиции». Только вот остановить делегимацию власти такая Дума не в состоянии.
Стартовал новый политический цикл. Собственно, стартом его можно было считать официальное подведение итогов выборов в Госдуму, состоявшихся 4 декабря, или даже митинги против фальсификаций на тех самых выборах (в наиболее радикальной формулировке - «фальсификации выборов в Госдуму»). Или даже сказать, что прежний политический цикл еще не кончился, ведь президентские выборы состоятся лишь в марте.
Однако в виду относительной предсказуемости президентских выборов — кандидаты явлены, основной фаворит понятен, остались частности, вроде президентской кампании — сегодня как раз была отсечка: состоялось первое заседание Государственной думы.
Отсечка более психологическая — любой гражданин, интересующийся деятельностью российских политических партий и деятельностью парламента мог узнать, кто будет руководить Госдумой, каким будет ее состав и сообразить, чего можно будет от нее ждать в ближайшие годы.
Никаких особенностей вроде бы не произошло. Спикером избран бывший уже глава президентской администрации Сергей Нарышкин, покинувший администрацию ради работы в Госдуме на прошлой неделе.
Нарышкин получил 238 голосов при голосовании на пост спикера. Учитывая, что у его однопартийцев мандатов в Думе ровно столько, можно предположить, что никто из парламентской оппозиции спикера от партии власти не поддержал. Зато кандидаты в спикеры от оппозиции Сергей Миронов от эсеров, Иван Мельников от коммунистов и Владимир Жириновский от жириновцев получили соответственно 203, 208 и 204 голоса. Получается, что оппозиция более-менее согласованно проголосовала за любого спикера, кроме спикера от партии власти.
208 голосов за Мельникова вообще выглядит странной аномалией. В начале заседания старейший депутат Госдумы Владимир Долгих (единоросс от Москвы, знаменитый своей борьбой за Сталина и против шашлычной «Антисоветская» при позднем Лужкове) объявил, что в заседании принимает участие 442 депутата. 238 единороссов — голосовали за Нарышкина, получается, что максимальное число голосов за спикера от оппозиции — 204. Четыре лишних голоса у Мельникова — то ли подтянувшиеся именно к этому голосованию коммунисты, то ли единороссы, «по ошибке» проголосовавшие за чужого спикера. Ну или «избыточные» голоса у Мельникова появились за счет коммунистов, а у единороссов за их спикера вновь голосовали «мертвые души», которых в зале по факту не было.
Зато с вице-спикерами все было без каких-либо неожиданностей — все проголосовали единогласно. Как и анонсировалось, в Госдуме теперь два первых вице-спикера. Ими стали единоросс, вернувшийся в Госдуму после четырех лет в правительстве Александр Жуков и коммунист Иван Мельников. Это означает, что в случае отсутствия Нарышкина во время пленарного заседания вести заседание парламента теоретически вновь сможет коммунист. Такого не было со времен Госдумы 1999-2003 годов, спикером которой был бывший член КПРФ Геннадий Селезнев.
У ЕР еще четыре «простых» вице-спикера — Андрей Воробьев (он же глава фракции), Сергей Неверов (глава президиума генсовета партии), бывший в прошлом созыве первым вице-спикером Олег Морозов и перешедшая в Госдуму из московского правительства Людмила Швецова. Ну и оставшаяся оппозиция — Николай Левичев от эсеров и Игорь Лебедев от ЛДПР.
Единороссы получили комитеты по госстроительству, законодательству, международным делам, безопасности, экономополитике, бюджету, финансовым рынкам и т. д. Так и не смог (ранее были подозрения, что сможет) возглавить комитет по образованию блогер, депутат от ЕР Владимир Бурматов, вместо него комитет возглавил коллега по фракции Александр Дегтярев.
Коммунистам — из наиболее значимых — достались комитеты по обороне, собственности, промышленности, природным ресурсам, земельным отношениям и строительству. Эсеры получили энергетику и ЖКХ. Жириновцам уже традиционно отошли всякие малозанчимые с политической и, тем более, экономической точки зрения, но дающие возможность выступать на злободневные темы комитеты, вроде «страны СНГ», «спорт и дела молодежи», «религиозные организации» и «охрана здоровья» (самая емкая тема в смысле средств, пожалуй).
В целом — чуть в выигрыше по сравнению с прошлым созывом коммунисты, остальные почти при своих. Что показательно в том плане, что существенным образом изменившееся отношение граждан к политике властей, всяческие протестные или же эскапистские настроения, де-факто кризис системы ручного управления — все это мало влияет на персональный состав и структуру российского парламента.
Учитывая, что большинство единороссов, пусть и «хлипенькое». По сравнению с двумя последними созывами, сохраняется, особой политической активности и даже просто ответственности перед избирателем от партии власти и оппозиции ждать не приходится.
Простая штамповка правительственных законопроектов, быть может, и будет по частным вопросам чуточку менее возможна, но в целом парламент воспроизводит самое себя образца последних нескольких лет. И когда единороссы и прочие чиновники что-то рассказывают про обновление, то этому может поверить лишь сильно наивный человек.
Иными словами: на фоне все расширяющейся делегитимации власти в глазах граждан (а есть основания полагать, что этот процесс продолжается) парламент не может быть неким громоотводом.
Новая Госдума, как кажется, стала явным свидетельством своеобразной «стабильности» политической системы. Не стабильности в нормальном понимании, а косности или даже некоторой затхлости. Система не способная воспринимать вызовы извне, не говоря уж о том, чтобы предчувствовать некие подвижки в настроениях. Когда Геннадий Зюганов обвиняет граждан, собравшихся на Болотной площади в Москве в «оранжизме», он явно говорит «за себя и за ту систему».