будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Страна

Островок «стабильности»

Островок «стабильности»
gosd
Государственная Дума. Кадр: Первый канал

Госдума в ее новом составе ничем не отличается от прежней. Это доказало самое первое ее заседание, где распределяли кабинеты в нижней палате парламента. Она все также контролируется властями, хотя в ней и больше влияние «оппозиции». Только вот остановить делегимацию власти такая Дума не в состоянии.

Стартовал новый политический цикл. Собственно, стартом его можно было считать официальное подведение итогов выборов в Госдуму, состоявшихся 4 декабря, или даже митинги против фальсификаций на тех самых выборах (в наиболее радикальной формулировке - «фальсификации выборов в Госдуму»). Или даже сказать, что прежний политический цикл еще не кончился, ведь президентские выборы состоятся лишь в марте.

Однако в виду относительной предсказуемости президентских выборов — кандидаты явлены, основной фаворит понятен, остались частности, вроде президентской кампании — сегодня как раз была отсечка: состоялось первое заседание Государственной думы.

Отсечка более психологическая — любой гражданин, интересующийся деятельностью российских политических партий и деятельностью парламента мог узнать, кто будет руководить Госдумой, каким будет ее состав и сообразить, чего можно будет от нее ждать в ближайшие годы.

Никаких особенностей вроде бы не произошло. Спикером избран бывший уже глава президентской администрации Сергей Нарышкин, покинувший администрацию ради работы в Госдуме на прошлой неделе.

Нарышкин получил 238 голосов при голосовании на пост спикера. Учитывая, что у его однопартийцев мандатов в Думе ровно столько, можно предположить, что никто из парламентской оппозиции спикера от партии власти не поддержал. Зато кандидаты в спикеры от оппозиции Сергей Миронов от эсеров, Иван Мельников от коммунистов и Владимир Жириновский от жириновцев получили соответственно 203, 208 и 204 голоса. Получается, что оппозиция более-менее согласованно проголосовала за любого спикера, кроме спикера от партии власти.

Понятно теперь, какого черта власть стремилась получить большинство в нижней палате парламента хоть тушкой, хоть чучелком: плакали бы их решения почти каждый раз, когда парламентской оппозиции вздумалось согласовать позиции.


208 голосов за Мельникова вообще выглядит странной аномалией. В начале заседания старейший депутат Госдумы Владимир Долгих (единоросс от Москвы, знаменитый своей борьбой за Сталина и против шашлычной «Антисоветская» при позднем Лужкове) объявил, что в заседании принимает участие 442 депутата. 238 единороссов — голосовали за Нарышкина, получается, что максимальное число голосов за спикера от оппозиции — 204. Четыре лишних голоса у Мельникова — то ли подтянувшиеся именно к этому голосованию коммунисты, то ли единороссы, «по ошибке» проголосовавшие за чужого спикера. Ну или «избыточные» голоса у Мельникова появились за счет коммунистов, а у единороссов за их спикера вновь голосовали «мертвые души», которых в зале по факту не было.

Зато с вице-спикерами все было без каких-либо неожиданностей — все проголосовали единогласно. Как и анонсировалось, в Госдуме теперь два первых вице-спикера. Ими стали единоросс, вернувшийся в Госдуму после четырех лет в правительстве Александр Жуков и коммунист Иван Мельников. Это означает, что в случае отсутствия Нарышкина во время пленарного заседания вести заседание парламента теоретически вновь сможет коммунист. Такого не было со времен Госдумы 1999-2003 годов, спикером которой был бывший член КПРФ Геннадий Селезнев.

У ЕР еще четыре «простых» вице-спикера — Андрей Воробьев (он же глава фракции), Сергей Неверов (глава президиума генсовета партии), бывший в прошлом созыве первым вице-спикером Олег Морозов и перешедшая в Госдуму из московского правительства Людмила Швецова. Ну и оставшаяся оппозиция — Николай Левичев от эсеров и Игорь Лебедев от ЛДПР.

Комитеты также распределили в соответствии с пакетным соглашением — каждый получил, что хотел и о чем договорился в ходе предварительных торгов.


Единороссы получили комитеты по госстроительству, законодательству, международным делам, безопасности, экономополитике, бюджету, финансовым рынкам и т. д. Так и не смог (ранее были подозрения, что сможет) возглавить комитет по образованию блогер, депутат от ЕР Владимир Бурматов, вместо него комитет возглавил коллега по фракции Александр Дегтярев.

Коммунистам — из наиболее значимых — достались комитеты по обороне, собственности, промышленности, природным ресурсам, земельным отношениям и строительству. Эсеры получили энергетику и ЖКХ. Жириновцам уже традиционно отошли всякие малозанчимые с политической и, тем более, экономической точки зрения, но дающие возможность выступать на  злободневные темы комитеты, вроде «страны СНГ», «спорт и дела молодежи», «религиозные организации» и «охрана здоровья» (самая емкая тема в смысле средств, пожалуй).

В целом — чуть в выигрыше по сравнению с прошлым созывом коммунисты, остальные почти при своих. Что показательно в том плане, что существенным образом изменившееся отношение граждан к политике властей, всяческие протестные или же эскапистские настроения, де-факто кризис системы ручного управления — все это мало влияет на персональный состав и структуру российского парламента.

Профессиональные партийцы от власти — на своих местах, профессиональные оппозиционеры — на своих.


Учитывая, что большинство единороссов, пусть и «хлипенькое». По сравнению с двумя последними созывами, сохраняется, особой политической активности и даже просто ответственности перед избирателем от партии власти и оппозиции ждать не приходится.

Простая штамповка правительственных законопроектов, быть может, и будет по частным вопросам чуточку менее возможна, но в целом парламент воспроизводит самое себя образца последних нескольких лет. И когда единороссы и прочие чиновники что-то рассказывают про обновление, то этому может поверить лишь сильно наивный человек.

Иными словами: на фоне все расширяющейся делегитимации власти в глазах граждан (а есть основания полагать, что этот процесс продолжается) парламент не может быть неким громоотводом.

Он не может быть и центром принятия политических решений — не говоря уже о генерации каких-либо важных решений.


Новая Госдума, как кажется, стала явным свидетельством своеобразной «стабильности» политической системы. Не стабильности в нормальном понимании, а косности или даже некоторой затхлости. Система не способная воспринимать вызовы извне, не говоря уж о том, чтобы предчувствовать некие подвижки в настроениях. Когда Геннадий Зюганов обвиняет граждан, собравшихся на Болотной площади в Москве в «оранжизме», он явно говорит «за себя и за ту систему».

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).