Минфин внес проект бюджета в правительство. Ноу-хау бюджета-2007 - еще большие, по сравнению с предыдущим годом, расходы на «социалку». После обсуждения проекта на правительстве может стать ясно, каким будет «предвыборный бюджет» 2008 года.
Как сообщили РИА «Новости» в Минфине, министерство внесло в правительство проект федерального бюджета на 2007 год и финансовый план до 2009 года. По словам источника информационного агентства, расходы федерального бюджета на следующий год запланированы на уровне 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей. Он напомнил, что бюджетные расходы в 2006 году составляли 4 триллиона 324,1 миллиарда рублей. Таким образом, расходы бюджета вырастут на 26,3%. Доходы бюджета в 2007 году прогнозируются на уровне 6 триллионов 965,3 миллиарда рублей. Оценка по доходам 2006 года составляет 6 триллионов 159,1 миллиарда рублей.
В соответствии с финансовым планом, доходы в 2008 году запланированы на уровне 6 триллионов 905,6 миллиарда рублей. В 2009 году - доходы прогнозируются на уровне 7 триллионов 464 миллиарда рублей.
"Даже в июле и августе различные министерства, в том числе и МЭРТ, продолжали вносить изменения в проект бюджета на 2007 год. С опозданием утверждались федеральные целевые программы, что потребовало (поиска) дополнительных доходов", - подчеркнул чиновник.
Он также отметил, что Минэкономразвития внесло уточненный прогноз социально-экономического развития только в среду, 9 августа, что потребовало "дополнительного досчета доходов для сбалансированности бюджета".
В структуре доходов бюджета поступления от налога на прибыль организаций запланированы в размере 571 миллиарда рублей (8,2% объема доходов, рост на 28,5% к 2006 году), ЕСН - 368,8 миллиарда рублей (5,3% доходов, рост на 18,8%), НДС - 2 триллиона 71,8 миллиарда рублей (29,7% доходов, рост на 35%), акцизы составят 126,7 миллиарда рублей (1,8% доходов, рост на 17,8%), поступления от налога на добычу полезных ископаемых - 1 триллион 37,7 миллиарда рублей (14,9% доходов, снижение на 8%), вывозные таможенные пошлины - 1 триллион 998,8 миллиарда рублей (28,7% доходов, рост на 3,2%), ввозные таможенные пошлины - 395,3 миллиарда рублей (5,7% доходов, рост на 21,4%). Прочие доходы запланированы на уровне 395,1 миллиарда рублей (5,7% общего объема доходов, рост на 5,9% относительно 2006 года).
Расходы на общегосударственные вопросы в следующем году вырастут по сравнению с текущим годом на 49,5% - до 664,2 миллиардов рублей. На национальную экономику будет направлено 519,5 миллиарда рублей (рост на 49,8%), на национальную оборону - 821,2 миллиарда рублей (рост на 24,6%), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 664,1 миллиард рублей (рост на 23,1%). Расходы на образование вырастут на 33,4% - до 277,7 миллиарда рублей, здравоохранение и спорт - на 31,5%, до 205,4 миллиарда рублей, культуру - на 25,2%, до 64,1 миллиарда рублей, охрану окружающей среды - на 21,9%, до 7,8 миллиарда рублей.
Согласно документу, бюджетные расходы на ЖКХ в 2007 году снизятся на 7,7% и составят 49,4 миллиарда рублей, на социальную политику - сократятся на 2,4%, до 212 миллиардов рублей. Снижение процентных расходов запланировано на уровне 20,7% - до 156,8 миллиарда рублей.
Главная особенность нынешнего бюджета - беспрецедентное увеличение расходной части. В первой версии федерального бюджета на 2007 год был даже заложен дефицит. Для его ликвидации пришлось даже забирать дополнительные доходы этого года и переносить их на следующий. Ранее министр финансов Алексей Кудрин признавался, что при разработке проекта бюджета Минфин и правительство не выдерживают строгих принципов формирования расходной части бюджета. «Государственные аппетиты неуклонно растут, - признавался министр, - за ними увеличиваются и расходы. Особенно остро это чувствовалось при подготовке бюджета на 2007 год».
По словам главного финансиста страны Алексея Кудрина, рост расходов вызван и выполнением поручения президента увеличить в 1,5 раза в реальном выражении за три года, с января 2005 года по декабрь 2007 года, зарплаты бюджетникам. На эту цель в 2007 году запланировано 127 млрд рублей.
По версии Кудрина, министерству при подготовке бюджета не удалось в полной мере избежать предвыборного синдрома. Расходы выросли не меньше чем на 13 - 14% в реальном выражении, то есть больше, чем выросла экономика. Он верстается исходя из цены на нефть в 61 доллар за баррель, при этом "нетрудовые" нефтедоллары попадают не в Стабфонд, а прямиком в расходную часть.
Борьба за сокращение расходной части бюджета развернулась даже в публичной сфере нешуточная. Первоначально Госдума запрашивала увеличение расходной части на 420 млрд рублей. Минфин потребовал урезать аппетиты депутатов. Депутаты урезали свои требования, после чего их запросы составили уже около 200 млрд рублей - большую часть запросов они сняли самостоятельно. Когда рассмотрели оставшиеся предложения, то выяснилось, что заявки на сумму около 100 млрд рублей Минфином уже учтены в проекте бюджета-2007 заранее.
Однако Минфин не смог ограничить проекты, за реализацию которых отвечают преемники. Расходы на финансирование нацпроектов также будут рекордными и составят, по версии Минфина, 206 млрд.
Известно, что в бюджете 2007 года ожидается увеличение Инвестиционного фонда почти втрое - до 180-190 млрд рублей. Однако наращивать его планируется не за счет дополнительных доходов, а за счет средств, сэкономленных на процентных выплатах в результате досрочного погашения долга Парижскому клубу кредиторов.
«Предвыборная» повестка бюджета-2007 не ограничивается ростом расходов на популистские национальные проекты. Ее актуализировал Владимир Путин, потребовавший от правительства не затягивать с бюджетом.
Президент Владимир Путин во время встречи с членами правительства 19 июня, на которой обсуждался вопрос о бюджете на 2007 год, поставил перед ними вопрос о бюджете 2008 года. Перед министром финансов Алексеем Кудриным и премьером Михаилом Фрадковым поставлена задача "отодвинуть" бюджет-2008 от предвыборной кампании в Госдуму. Открытие бюджетной кампании 2008 года Владимиром Путиным назначено на август-сентябрь 2006 года. Президент не скрывал, что, по его мнению, заниматься разработкой бюджета-2008 в разгар парламентской кампании 2007 года будет рискованно по политическим соображениям. Теперь правительству необходимо форсировать принятие бюджета-2007 и с той целью, чтобы выполнить наказ Владимира Путина. От того, насколько рано будет принят бюджет-2007, станет ясно - насколько реальной является задача принять бюджет-2008 в сентябре-октябре 2007 года.
До сих пор наиболее ранним сроком утверждения бюджета было начало декабря. В 1997 году Госдума утвердила Бюджет-1998 5 декабря. Впрочем, исполнение «наиболее своевременного» принятого бюджета было сорвано августовским кризисом 1998 года.