будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Страна
Гриценко Григорий

От денег к капиталу

Инвестиционный климат в России сегодня таков, что при поиске источников для инвестиций не упускается из виду ни малейшая возможность. Масса российских компаний, до недавнего времени бывших совершенно непрозрачными, вдруг открывают все свои коммерческие секреты. Для чего им это надо, хорошо понятно – они хотят провести дополнительное размещение акций на иностранных фондовых биржах или выпустить на уже имеющийся пакет акций депозитарные расписки, а это невозможно сделать без раскрытия информации о реальных владельцах и положении компании.

Частным корпорациям активно помогает государство. Федеральный бюджет постоянно сокращает государственный долг – и внутренний, и внешний, а Центральный банк РФ неутомимо наращивает валютные резервы. Делается это для того, чтобы международные рейтинговые агентства повысили страновой рейтинг России, а вслед за страновым повысили и корпоративные рейтинги. После чего стоимость размещения на внешних рынках для российских корпораций существенно снижается.

Для тех же компаний, оборот которых еще не позволяет рассчитывать на международное признание, существует внутренний фондовый рынок, где можно конвертировать кредитные договоры в облигации, заодно получив необходимый опыт работы на рынке ценных бумаг.

В общем, все компании активно ищут и находят средства для инвестиций, но все же в основном это происходят за границей, а не внутри страны, хотя главный регулятор фондового рынка в жесткой форме настаивает на обязательном предварительном проведении эмиссии ценных бумаг именно в России. Его призывы и требования действуют слабо, потому что российская экономика сейчас крайне бедна капиталами.

Бедность капиталами протекает на фонде избытка денег. Нам уже приходилось писать, что за прошлый, 2006, год рублевая денежная масса выросла на 48%. Цифра гигантская, совершенно не соответствующая реальному росту производства и свидетельствующая об очень большом инфляционном потенциале, скопившемся в российском хозяйстве. Кого-то эта цифра может ввести в заблуждение, так как в российском хозяйственном обороте принято использовать выражения «иметь мало денег» и «иметь много денег». Различие здесь не количественное, а качественное. Иметь мало денег означает, что на самом деле их у тебя, может быть, и много, но вот только серьезный актив ты поднять не сможешь. То есть развлекаться в Куршавеле – это сколько угодно, но купить металлургический комбинат не получится. Ну, а если «денег много», то можно приобретать активы, но это уже серьезные капиталовложения, за которыми нужен глаз да глаз.

Cильный рост денежного предложения может быть истолкован превратно – как избыток свободных денег, гуляющих по рынку в поисках приложения. Так что если эти блуждающие деньги взять и сконцентрировать в одном месте, то тогда можно будет поднять серьезный актив, вроде химического комбината или горно-шахтного управления. Но, к сожалению, рост предложения «денег» на 48% вовсе не означает роста предложения «капиталов» на том же уровне. То есть из подобного рода концентрации ничего не получится. Почему? Это хорошо видно из недавно опубликова6нного годового отчета Агентства по страхованию вкладов. Наряду с массой другой полезной информации там были приведены данные о структуре вкладов физических лиц – по размерам и по срокам размещения.

В 2006 г. общий объем вкладов населения в банках вырос на 38%, до 3 784 млрд руб. (в 2005 г. на 39%). Из этого объема на 1 января 2007 г. вклады до 100 тыс. руб. составили 31% суммы страхуемых вкладов, сумма вкладов в интервале от 100 до 200 тыс. руб. составила 619 млрд руб. (16% от общей суммы), вклады от 200 до 300 тыс. руб. – 291 млрд руб. (8%). И на депозиты более 300 тыс. руб. приходилось 1 714 млрд руб. вкладов (45% от общей суммы). Такая структура вкладов отражает, во-первых, общий незначительный уровень доходов населения, во-вторых – слабый уровень страховой защиты вкладов (сначала до 100 тыс., а потом до 190 тыс. руб.).

По срокам хранения вклады распределились следующим образом:

 
до востребования и до 30 дней, %
от 31 дня до 1 года, %
свыше 1 года, %
на 01.01.2003
19
46
35
на 01.01.2004
17
39
44
на 01.01.2005
16
27
57
на 01.01.2006
16
24
60
на 01.12.2006
16
2
62

Основной вывод из анализа этой структуры состоит в том, что для инвестирования можно использовать только 60% имеющихся вкладов – тех, срок хранения которых превышает один год. И то, делать это можно только с очень большой осторожностью, так как для серьезных инвестиций один год – это не срок. За один год можно коттедж построить или торговый павильон, но вот что-то промышленное – вряд ли. Кроме того, наши вклады, даже долгосрочные, по-прежнему являются отзывными, то есть вкладчик имеет право забрать свои деньги в любой момент времени, теряя только на процентах. А банк в свою очередь теряет возможность продолжать финансировать проект и оказывается у разбитого корыта.

Варианты выхода из сложившейся ситуации есть, и дело только за малым – поскорее принять соответствующий законодательный акт. Первый вариант – принять закон о безотзывных вкладах, что позволит банкам формировать долгосрочную ресурсную базу и финансировать инвестиции более уверенно. Второй – повысить страховую выплату по вкладам до 400 тыс. руб., а если можно, то и на большую сумму. То, что после принятия этих мер произойдет структурный сдвиг и увеличится доля «дорогих» депозитов со сроком хранения больше года, сомневаться не приходится. Вот тогда-то инвесторы, ищущие средства для финансирования разного рода проектов, смогут получить их и на российском рынке. Пока же им придется искать инвестиции за рубежом, где очень много дешевых и длинных денег.

См. также:

  • Гриценко. Мнимые цели для бизнеса
  • Гриценко. Помощь Госсоветом
  • Гриценко. Инвестиционный тупик
  • Паппэ. Крупный бизнес в предвыборном году
  • Паппэ. Российские корпорации: от олигархических структур до полноправных субъектов мирового рынка
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).