27 августа президент Путин отправил в отставку губернатора Самарской области Константина Титова – по собственному желанию. Титов в письме обратился к президенту с просьбой дать ему возможность поработать на другом участке. Временно исполняющим обязанности губернатора назначен Владимир Артяков, президент группы «АвтоВАЗ». Его кандидатуру президент внес на рассмотрение в Самарскую губернскую думу. Мы попросили прокомментировать произошедшее заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина и ведущего научного сотрудника Института географии РАН, руководителя Центра политико-географических исследований, члена научного совета Московского центра Карнеги Николая Петрова.
Чем вызвана отставка Константина Титова?
Алексей Макаркин:
Отстранение Титова имеет две основные причины. Первое – Кремль избавляется от региональных фигур, ранее имевших самостоятельные политические амбиции федерального масштаба. Можно вспомнить, что Титов был главой Социал-демократической партии, он выдвигался в президенты и старался играть федеральную роль. Кремль старается избавляться от таких фигур – вспомним историю с новгородским губернатором, Прусаком, у которого одно время также была своя партия, Демократическая партия России. И в то же время Кремль действует прагматично – если эти фигуры уже износились и стали менее влиятельными, то он от них избавляется. Если они остаются сильными и полностью доминирующими в своих регионах, как Лужков в Москве и Строев в Орловской области, то их оставляют.
Кремль дифференцированно относится к таким губернаторам, но, видимо, в случае с Титовым, как и с Прусаком, было решено, что издержки от ухода одного из ветеранов губернаторского корпуса будут оправданными.
Второй причиной является экспансия ФГУП «Рособоронэкспорт» в Самарскую область. «Рособоронэкспорту», в составе которого находится «АвтоВАЗ», выгодно иметь своего человека на посту губернатора. Это аппаратно-экономический интерес «Рособоронэкспорта».
Николай Петров:
Причиной может быть борьба против криминала и коррупции, связанных с «АвтоВАЗом» и т.д., но мне кажется, что в ряде последних отставок губернаторов видна система. Титов, как один из последних могикан – губернаторов, пришедших к власти уже более полутора десятков лет назад, просто не вписывается в новую систему, когда губернаторы нужны не в качестве трибунов и политиков, а скорее в качестве чиновников, которые отвечают за свой чётко определенный участок деятельности.
Это назначение продолжает серию, начатую в свое время в Тульской, Саратовской и Иркутской областях, когда на место уходящего губернатора назначали представителя федерального центра из жестко централизованных, полувоенных или связанных с ВПК структур. Мы видим замену политика, который даже участвовал когда-то в президентских выборах, на менеджера, который неплохо себя зарекомендовал в качестве управляющего компанией и рассматривается центром как вполне готовый кандидат на управление регионом. Это решение логично, но, в конечном счёте, не очень эффективно. Менеджер на уровне крупной государственной корпорации или крупной заводской структуры – это совсем не обязательно сколько-нибудь приличный, не говоря уж об эффективности, управляющий на уровне региона в целом.
Отставок каких ещё губернаторов можно ожидать в ближайшее время?
Алексей Макаркин:
Сейчас трудно с уверенностью заявить, произойдут ли ещё подобные перестановки до начала парламентских выборов. Называются разные имена, например, губернатора Архангельской области Киселёва, губернатора Рязанской области Шпака, но с ними немного иная ситуация. Если в случае с Прусаком и Титовым речь шла о ветеранах губернаторского корпуса, ранее имевших серьёзные федеральные политические амбиции, то Шпака и Киселёва, наоборот, считают достаточно слабыми губернаторами. С другой стороны, допустим, по Рязанской области СМИ уже двух политиков номинировали в губернаторы: министра сельского хозяйства Гордеева и заместителя мэра Москвы Росляка, но пока не видно, чтобы кто-то из них проявлял большой энтузиазм по этому поводу.
Николай Петров:
Трудно предположить, какая логика здесь реализуется, потому что ни тот, ни другой регион не является проблемным, и там не возник конфликт элит. Это просто систематическая замена старых и очевидно не вписывающихся, хотя вполне готовых это делать, и, может быть, даже вполне эффективно делающих это губернаторов, на новые фигуры. Титов относительно недавно был переназначен, и никаких существенных грехов за ним не водилось. По этой логике, с одной стороны, можно ожидать замены губернаторов там, где достаточно долго и активно разворачиваются всякие коррупционные дела, а с другой – ожидать смены пары-тройки губернаторов старой выучки, хотя вряд ли дело дойдёт до смены лидеров республик. Мне кажется важным в этой отставке то, что меняется логика – если раньше при приближении выборов губернаторы оказывались в сильной позиции по отношению к федеральному центру, то в этот раз такая логика не работает.