Поменялись местами не только первые лица: вовсю идет процесс пересадки белодомовских чиновников в Кремль и обратно. Такая кадровая политика плодит несменяемых бюрократов. А это отрицательно сказывается на эффективности управления страной, вне зависимости от эффективности первых лиц.
Со сменой первого лица и вся остальная бюрократическая система приходит в движение. Строго говоря, перемены начались еще до выборов — в прошлом декабре был назначен новый глава президентской администрации Сергей Иванов. Его заместителем по политике стал Вячеслав Володин — оба перешли из путинского правительства.
Теперь от перемены главных начинают страдать и аппаратчики второго ряда — из управления по внутренней политики администрации президента уволен «рулевой обоза» Иван Демидов. Демидов курировал в АП общественные организации. Своим назначением он обязан бывшему первому замглавы администрации президента Владиславу Суркову и после перевода Суркова в правительство настала очередь Демидова.
На место Демидова назначен, как сообщают СМИ, замначальника путинского предвыборного штаба и замглавы правительственной пресс-службы Павел Зенькович. Зенькович — несомненный протеже пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова. Демидов же отправится работать к бывшему шефу — Владиславу Суркову.
В 2008 году с Владимиром Путиным в правительство ушел целый ряд влиятельных путинцев. Вице-премьерами путинского правительства стали выходцы из администрации президента Игорь Сечин и Игорь Шувалов, главой аппарата Белого дома был назначен экс-глава АП Сергей Собянин и так далее. Теперь осуществляется обратная пересадка — разумеется, с поправками. Тот же Собянин уже полтора года мэр Москвы и ему возвращение в Кремль в ближайшее время не грозит. Зато в медведевское правительство уже был назначен Владислав Сурков, с большой вероятностью перейдет туда и помощник президента Аркадий Дворкович. Пресс-служба тоже обновится — вряд ли с Путиным останется работать пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. А путинский пресс-секретарь Песков вполне вероятно последует за нынешним боссом в Кремль.
Вскоре после «рокировки тандема» на съезде «Единой России» глава ВГТРК Олег Добродеев в ходе интервью с Дмитрием Медведевым пенял на несменяемость команды: говорил об одних и тех же лицах в телевизоре. Медведев на это ответствовал, что обновление должно быть и идет перманентно. Однако когда решается конкретный кадровый вопрос, опять происходит «рокировочка». Ровно как в случае с собственно постом президента — Путин на Медведева, Медведев на Путина. А за ними следуют уже управленцы рангом пониже.
Формально выглядит логично — команда Дмитрия Медведева уступает место новым/старым людям. Однако заставляет задуматься о качестве российской кадровой политики вообще. Несомненно за последние 12 лет в России выросло уже целое поколение аппаратчиков, органически не связанных ни с органами госбезопасности, ни с питерсккой мэрией времен Собчака. Таким образом, упреки в полной неработоспособности механизмов обновления элит отчасти несостоятельны.
Впрочем, качество новых управленцев может вызывать вопросы, ибо никаких формальных и понятных процедур «обновления» нет, а сам процесс скорее относится к области вероятностных процессов. Кто-то к кому-то в нужный момент подошел или с кем-то в соседних кабинетах работал— вот вам и свежий министр.
Такая модель кадровой политики вполне имеет право на жизнь — бюрократ в конце концов и вовсе необязательно специалист в сфере, которой призван управлять. Он не должен лечить или учить людей — он должен распределять ресурсы. Однако издержки случайных назначений велики. По новой российской или даже старой советской традиции, однажды сев на должность, чиновник крайне неохотно с нее слезает. И даже если его увольняют, то это редко случается «в никуда» - отставникам почти всегда находятся должности.
Отсутствие чувства страха потери должности и необходимости быть компетентным дает на выходе неэффективных управленцев. А процесс ручной настройки бюрократического аппарата еще и плодит временщиков и откровенных коррупционеров. Допустим даже, что у Путина есть гениальное кадровое чутье и премьерские назначенцы сплошь патриотично настроенные технократы. Но уже на втором этаже бюрократической пирамиды неизбежным станет «ухудшающий отбор». Обновление в таких обстоятельствах вовсе не является благом, оно скорее сохраняет «среднюю по больнице» некомпетентность.