Есть в российской жизни темы, которые обычно мало «интересуют» российский фольклор. Среди них – тема выборов.
В советское время однопартийные выборы «от блока коммунистов и беспартийных» в массовом сознании представлялись ритуализированной формальностью, и, в свою очередь, такое восприятие преследовалось властью. Так, бухгалтер инкубаторной станции С. В. Борисов был арестован в 1953 году за то, что «выборы называл комедией» (58.10: надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. М., 1999).
Подобное отношение к выборам отразилось в нескольких советских анекдотах и шутках:
Армянское радио спросили:
- Когда были проведены первые свободные демократические выборы советского типа?
- Когда Бог создал Еву из ребра Адама и сказал: "Выбирай себе жену".
Советский Союз в зеркале политического анекдота / Сост. Д. Штурман, С. Тиктин. Лондон, 1985. С. 15.
В современном фольклоре последних 8 лет сюжетов собственно анекдотов о выборах Путина тоже сравнительно немного. Нами было обнаружено всего 17 сюжетов, среди которых 4 сюжета – «старых», т.е. они активно бытовали еще в советское время. Идеи, выражаемые этими анекдотами – тоже не «новые»: отсутствие реального выбора, фальсификации выборов и прочее, но интерес представляет сама по себе динамика этих идей в общественном сознании.
УВЕРТЮРА
1999 год
Этот текст о выборе преемника / проверке сотрудника бытовал еще в советское время про умного еврейского мальчика, позже – как анекдот про Штирлица:
Но в современном варианте конца 90-х годов этот текст превратился просто в шедевр:
1999 год. Вызывает Ельцин кандидатов в свои преемники. Заходит Черномырдин. Ельцин спрашивает:
- Как, по-вашему, должны звучать имена и отчества новых президента и премьер-министра России?
- Виктор Степанович и Анатолий Борисович.
- А почему не Степан Викторович и Борис Анатольевич?
Тот замолкает, не зная. Заходит Примаков. Ельцин задаёт тот же самый вопрос.
- Евгений Максимович и Юрий Михайлович.
- А почему не Максим Евгеньевич и Михаил Юрьевич?
Примаков тоже не знает ответа. Входит следующий кандидат. Тот же вопрос. Ответ:
- Владимир Владимирович и Михаил Михайлович.
- А почему не... А, это вы, товарищ Путин...
ПЕРВЫЕ ВЫБОРЫ
2000 год
Одним из первых анекдотов о выборах был просто «переделан» из анекдота о выборах Горбачева президентом Советского Союза и оказался вполне созвучен цитированному в начале статье советскому тексту:
1990 год Идет мужичок с арбузом. Навстречу ему Горбачев. – Хороший какой арбуз. Дай мне! – Выбирайте, Михаил Сергеевич! - Выбирать? Но у вас же только один арбуз! – Ну и что! Вы у нас тоже один, а мы Вас выбираем! Вот такой вот анекдот: советский политический анекдот. Выпуск 1. Рига: Гласность, 1990. С. 23. | 1999 год По Красной площади идет южанин с огромным арбузом. Ему навстречу Путин. - Продай арбуз, - просит Путин. - Нэ продаю! - Ну продай. - Ладно, выбирай! - Как же я выберу? Он же у тебя один! - А тебя как президентом выбирали?! |
Эта же идея об отсутствии какого-нибудь реального выбора реализовалась в самом, по-видимому, популярном сюжете 2000 года. В первом варианте:
В Москве гуляет такой анекдот. В его основе - известная басня Крылова «Ворона и лисица». В современном варианте лисица спрашивает у вороны, станет ли она голосовать за Путина. Та отвечает «да». Сыр падает на землю. Ворона с грустью взирает на ломоть и говорит: "Ничего не изменилось бы, если б она сказала «нет»... Избрание президента РФ предопределено. Ясно, что нынешняя предвыборная кампания проводится не для того, чтобы передать власть, а для того, чтобы удержать ее.
В фокусе зарубежной прессы // Грозненский рабочий. 2000. № 11. 23 марта.
А вот уже во втором варианте победа остается на стороне вороны:
Вторая серия к анекдоту… Ворона со всей дури как гаркнет: «Да-а-а!». Сыр естественно выпал, и лиса с наглой рыжей мордой и куском сыра во рту была такова. Сидит ворона на дереве и думает: «А если бы я сказала "нет", то что бы это изменило?!». Тоже самое, только на следующий день после выборов. Ворона сует сыр под мышку и говорит: «Халява кончилась!».
Шаг в сторону – и совсем недавно этот текст снова воскрес к жизни с новым поворотом сюжета:
- Растет доход на душу лесного населения.
- Скоро в нашем лесу на каждой ветке будет висеть кусок сыра.
- Ха! - сказала ворона, сыр выпал и с ним была плутовка такова.
Мораль - нечего смеяться над решениями правительства.
Честность победы Путина тогда стала подвергаться сомнению:
- Алло, мама!? Можешь меня поздравить! Я победил на президентских выборах!
- Мама, ну хоть бы ты не подкалывала!
ВТОРЫЕ ВЫБОРЫ
2004 год
Ко времени второй предвыборной кампании фольклор стал стремительно набирать обороты. Анекдоты о выборах Путина начали затрагивать несколько опасных «горячих» тем. «Шутили» о выборах президента не только устно и на сайтах с анекдотами, но и на страницах столичной и региональной прессы (судите сами по источникам текстов).
К первой тематической группе относятся анекдоты, выражающие ту самую идею «с бородой», что выбора никакого нет. Один вариант:
26 марта народу России вновь предстоит трудный выбор: Путин, Путин или Путин?
И другой вариант:
- Анекдот слышали? «На президентских выборах в марте 2004 года будет два основных претендента: президент Путин и царь Владимир». Какого-то другого политика, которого я реально хотел бы видеть на посту президента, пока не знаю.
Горобинская А. Гарантов на переправе меняют не всегда // Сургутская трибуна. 2003. № 236. 12 декабря.
Среди подобных фольклорных текстов, мелькающих в газетах и на сайтах анекдотов, удачным можно признать следующий текст:
А вот анекдоты про выборы появились в России и Белоруссии почти одновременно, и разница между ними чисто косметическая. Белорусский - про вопрос на референдуме: «Не хотите ли вы, чтобы Александр Лукашенко покинул свой пост?» Варианты ответов: «Да, не хочу» и «Нет, не хочу». Русский -- про президентские выборы-2004. «Если вы хотите, чтобы президентом остался Владимир Путин, поставьте против его фамилии крестик. Если не хотите - поставьте нолик».
Быков Д. Возвращение анекдота // Огонек. 2005. № 11 (март).
Новой идеей для современного российского фольклора стало в этот период представление об откровенной фальсификации хода и результатов выборов:
В связи с возникшей неопределенностью на выборах президента американцы обратились за технической помощью в российский Центризбирком. В Америку вылетел Вешняков, и к настоящему времени получены новые данные относительно выборов в США: лидирует Владимир Путин.
Анекдот «в тему» // Якутия. 2000. № 214. 18 ноября.
Приходит Вешняков к Путину: «Ну что у тебя есть?». «У меня есть две новости, одна хорошая, другая плохая». «Ну давай с плохой». «Плохая новость та, что «против всех» набрал 64%». «А хорошая какая новость?». «Вы, господин президент, набрали 77%».
Президентские выборы-2004 вернули в фольклор анекдот 1983 года об Андропове:
На пленуме ЦК. После единогласною избрания Андропова генсеком, он объявил: «Проголосовавшие, опустите руки и отойдите от стенки!»
Советский Союз в зеркале политического анекдота / Сост. Д. Штурман, С. Тиктин. Лондон, 1985. С. 247.
Этот сюжет был «переделан» как анекдот о Путине (с очевидным намеком на его чекистское прошлое) и выборах (сначала-2004, потом 2008):
В Думе выборы. Объявляют кандидатуру Путина. Входит Путин с автоматом:
- Руки вверх... Одну опустить... Единогласно.
«Фольклорный» Путин подобно своему предшественнику «анекдотическому» Андропову дает предвыборные обещания:
Выдвиженец от демократов:
- Я обещаю, что все, кто выдвинут меня, будут жить как в США!
Представитель от коммунистов:
- Я клянусь, что избиратели, избравшие меня, будут жить как в СССР!
В. В. Путин:
- Я гарантирую, что все те, кто проголосуют за меня, будут жить.
Между прочим, впервые фольклор резко отреагировал на практику социологических опросов:
Сообщение в прессе: «ВЦИОМ провел анонимный опрос населения по вопросу: "Будете ли вы голосовать за Путина В.В., если выборы президента состоятся завтра? Из ответов выяснилось, что за Путина В.В. проголосовали бы 75% респондентов, 2% респондентов еще не сделали выбора и 23% - проголосовали бы против. В настоящее время в администрации Президента РФ Путина В.В. активно идет работа по изучению списка 23-х процентов анонимных респондентов».
Арсеньевские вести. 2004. №. 29. 15 июля.
Вчера Генпрокуратура провела телефонный опрос населения на тему «Кого бы вы хотели видеть российским президентом: Путина или Ходорковского?». Результаты опроса обрабатываются специальной группой ОМОНа.
Там же.
«ТРЕТИЙ СРОК»?
2007-2008 год
Как показывают наблюдения, за последние полтора года «выборный» фольклор о Путине развивается в двух направлениях, первое из которых выражает стереотип о давлении власти и искоренении независимых мнений, о наступлении «неорепрессивного» периода, например:
- Что будет, если Путин сядет на 3 срок?
- Ходорковский сядет на 2-ой.
В конце осени 2006 года благодаря тому, что зимняя погода никак не наступала, широко распространился и стал невероятно популярен анекдот о Путине и зиме:
Вот последний анекдот в тему. Владимир Путин приходит к гадалке с вопросом: «Получится у него остаться еще на один срок президентом?» «Нет, - отвечает гадалка. - Эта зима у тебя последняя». – «Ну, значит, зимы не будет...»
Головина Е. Чему завидует президент // Московская правда. 2006. № 232. 21 ноября. C. 1.
Этот анекдот про будущие выборы, обещание президента и отсутствие зимы напоминают чешский анекдот конца 30-х годов о политическом обещании Гитлера:
- Вы знаете, почему вдруг летнее время продлили до зимы?
- Потому что Гитлер обещал, что к концу лета он вторгнется в Англию.
Obrdlik Antonin J. «Gallows Humor» - A Sociological Phenomenon
// The American Journal of Sociology. 1942. Vol. 47. №. 5. P. 709-716.
И еще два анекдота, открывающие новую тенденцию в этой серии:
А этот текст услышан в конце 2006 года:
– Слышала, какой появился новый тариф сотового?
- ?
- «Президентский пожизненный»!
Сам по себе факт существования такого фольклора о выборах не удивителен: политический фольклор неизбежно и всегда протестен.
Интересен для анализа не сам факт, что фольклор «против», а то, против кого или чего. Приведенная динамика фольклорной традиции показывает, что от советского стереотипа, что выборы – это не выборы, а ритуал, к середине 2000-х годов акцент сместился к фольклорному представлению, что выборы – это насилие, а власть старается управлять общественным мнением, подготовкой и ходом выборов.