Глава комитета Госдумы по образованию «единоросс» Александр Дегтярев и заместитель директора Департамента правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации Юлия Линская 24 сентября представили очередную фазу образовательной реформы – проект нового закона «Об образовании», недавно поступивший на рассмотрение нижней палаты.
Законопроект был представлен Дегтяревым как «масштабный и очень важный для нашей страны документ», претерпевший с появления первого варианта в 2010 году 9 итераций, в которых была учтена «значительная часть» из 12 тыс. поступивших критических замечаний.
Теперь новый документ обещает узаконить электронные формы обучения, стандарты образования для учеников с ограниченными возможностями и обучающихся в специализированных учебных заведениях. В нем также прописаны требования к педагогам, к ученикам и их родителям и ответственность за нарушение этих требований.
«Здесь закреплен правовой статус всех участников образовательного процесса», - заверила Линская. А Дегтярев пообещал также, что образованию, согласно проекту нового закона, грозит беспрецедентная открытость.
«Мы не просто допускаем общество в учебные учреждения. Мы обязаны, как здесь написано, сделать учебные заведения более открытыми. Чтобы они [учебные заведения] всю свою деятельность повесили в интернет, и общество могло ознакомиться со всеми сторонами их деятельности», - рассказал глава комитета Думы по образованию.
Особыми достижениями в новом документе Линская назвала закрепление особого статуса работника образования и появление обозначенных законодательно социальных и трудовых гарантий педагога.
Как пояснил Дегтярев, особый статус – это возможность педагога применять различные образовательные методики: «Государство не будет иметь права в это вмешиваться».
А трудовые гарантии, как пояснила Линская специально для «Полит.ру», - это большая победа. Заключается она в том, что законотворцы «попытались сохранить все те нормы, которые имеются в действующем законе», и закрепить их в качестве гарантий. Иначе говоря, в самом худшем случае зарплаты педагогов, которые имеются сегодня, не упадут, а нагрузка не увеличится.
Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов при этом заметил, что
что дает возможность образовательным учреждениям бесконтрольно повышать плату за образование в любой момент процесса обучения.
«И то, и другое, и третье, не будучи зафиксировано должным образом, может привести к злоупотреблениям», - уверен Хромов.
Не прописан в проекте закона также, вопреки заявлениям Линской и Дегтярева, и правовой статус участников студенческого самоуправления.
«В новом законе вводится понятие «совет обучающихся», чего раньше не было, - поясняет Хромов. – Но никакого правового статуса за этим понятием не закреплено».
Глава, которая посвящена правам и обязанностям студентом, гласит, что студенты могут принимать участие в распределении, например, стипендиального фонда. Но сама формулировка «принимать участие» слишком расплывчата для того, чтобы можно было ожидать, что она будет как-либо реально применена.
«Эти формулировки показывают явное нежелание властей привлекать студентов к реальному участию в жизни вуза», - уверен глава РСС.
Пока что реакция со стороны исполнительной и законодательной власти на эти претензии следует не слишком определенная.
Линская утверждает, что вопрос фиксации оплаты за общежитие «надо обсудить», а Дегтярев – что вопросы самоуправления прописаны в достаточной степени и соответствуют востребованности самими студентами («Единицы из сотен вузов можно назвать, где возрождается востребованность гражданской позиции»).
10 сентября проект нового закона «Об образовании» направлен в регионы, для получения отзывов от местных законодательных собраний. После истечения 30-дневного срока, в середине октября, документ пройдет первое чтение в нижней палате.
"...2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свобода проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения и воспитания освоения обучающимися образовательных программ, в том числе рабочих программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин и модулей;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного курса, предмета, дисциплины и модуля;
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатный доступ к пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных и других структурных подразделений (при их наличии) организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления и органах самоуправления, в порядке, определяемом уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики."...