будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Страна

От учительских зарплат до электронных форм образования

От учительских зарплат до электронных форм образования
school
_. Источник: Социальная сеть учителей Москвы
ГД и Минобрнауки представили очередную фазу образовательной реформы – проект нового закона «Об образовании». Одной из главных побед законодатели называют введенные в документ гарантии оплаты труда педагогов на уже имеющемся сегодня уровне. Вопросов же коррумпированности сферы и самоуправления в образовании, по мнению критиков,  документ не решает.

Глава комитета Госдумы по образованию «единоросс» Александр Дегтярев и заместитель директора Департамента правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации Юлия Линская 24 сентября представили очередную фазу образовательной реформы – проект нового закона «Об образовании», недавно поступивший на рассмотрение нижней палаты.

Законопроект был представлен Дегтяревым как «масштабный и очень важный для нашей страны документ», претерпевший с появления первого варианта в 2010 году 9 итераций, в которых была учтена «значительная часть» из 12 тыс. поступивших критических замечаний.

Теперь новый документ обещает узаконить электронные формы обучения, стандарты образования для учеников с ограниченными возможностями и обучающихся в специализированных учебных заведениях. В нем также прописаны требования к педагогам, к ученикам и их родителям и ответственность за нарушение этих требований.

 

Александр Дегтярев

«Здесь закреплен правовой статус всех участников образовательного процесса», - заверила Линская. А Дегтярев пообещал также, что образованию, согласно проекту нового закона, грозит беспрецедентная открытость.

 

«Мы не просто допускаем общество в учебные учреждения. Мы обязаны, как здесь написано, сделать учебные заведения более открытыми. Чтобы они [учебные заведения] всю свою деятельность повесили в интернет, и общество могло ознакомиться со всеми сторонами их деятельности», - рассказал глава комитета Думы по образованию.

Особыми достижениями в новом документе Линская назвала закрепление особого статуса работника образования и появление обозначенных законодательно социальных и трудовых гарантий педагога.

Как пояснил Дегтярев, особый статус – это возможность педагога применять различные образовательные методики: «Государство не будет иметь права в это вмешиваться».

А трудовые гарантии, как пояснила Линская специально для «Полит.ру», - это большая победа. Заключается она в том, что законотворцы «попытались сохранить все те нормы, которые имеются в действующем законе», и закрепить их в качестве гарантий. Иначе говоря, в самом худшем случае зарплаты педагогов, которые имеются сегодня, не упадут, а нагрузка не увеличится.

«Главное, чтобы педагоги не стали жить хуже. И это уже очень много. Мы выбили это в спорах с Минфином с большим трудом», - заявила представитель Минобрнауки «Полит.ру».

Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов при этом заметил, что

в новом законе до сих пор никак не зафиксированы ни уровень оплаты студентами общежития, ни процедура перевода студентов коммерческого отделения на бюджетное. Нет в новом законе и положения о фиксированной оплате за обучение,

что дает возможность образовательным учреждениям бесконтрольно повышать плату за образование в любой момент процесса обучения.

«И то, и другое, и третье, не будучи зафиксировано должным образом, может привести к злоупотреблениям», - уверен Хромов.

 

Юлия Линская

Не прописан в проекте закона также, вопреки заявлениям Линской и Дегтярева,  и правовой статус участников студенческого самоуправления.

 

«В новом законе вводится понятие «совет обучающихся», чего раньше не было, - поясняет Хромов. – Но никакого правового статуса за этим понятием не закреплено».

Глава, которая посвящена правам и обязанностям студентом, гласит, что студенты могут принимать участие в распределении, например, стипендиального фонда. Но сама формулировка «принимать участие» слишком расплывчата для того, чтобы можно было ожидать, что она будет как-либо реально применена.

«Эти формулировки показывают явное нежелание властей привлекать студентов к реальному участию в жизни вуза», - уверен глава РСС.

Пока что реакция со стороны исполнительной и законодательной власти на эти претензии следует не слишком определенная.

Линская утверждает, что вопрос фиксации оплаты за общежитие «надо обсудить», а Дегтярев – что вопросы самоуправления прописаны в достаточной степени и соответствуют востребованности самими студентами («Единицы из сотен вузов можно назвать, где возрождается востребованность гражданской позиции»).

10 сентября проект нового закона «Об образовании» направлен в регионы, для получения отзывов от местных законодательных собраний. После истечения 30-дневного срока, в середине октября, документ пройдет первое чтение в нижней палате.

 

Справка.
Фрагмент законопроекта (полный текст, скопированный из базы данных ГД, можно скачать отсюда)

"...2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свобода проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения и воспитания освоения обучающимися образовательных программ, в том числе рабочих программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин и модулей;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного курса, предмета, дисциплины и модуля;
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатный доступ к пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных и других структурных подразделений (при их наличии) организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления и органах самоуправления, в порядке, определяемом уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики."...


читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).