В знак протеста против решения увольнения из «Коммерсанта» двух сотрудников газету покинул весь отдел политики. Авторы статьи про возможном уходе Матвиенко из Совфеда отказались раскрывать свои источники, их обвинили в нарушении редакционных стандартов. Заступала на этот пост Матвиенко тоже на фоне скандала с ИД.
«В ближайшее время я покину ИД «КоммерсантЪ», в котором до последнего момента занимал должность специального корреспондента, — написал на своей личной странице в понедельник Иван Сафронов. — Я покидаю ИД вместе с Максим Иванов не по своей воле, а в соответствии с решением акционера, высказавшему серьезные претензии к статье, в которой сообщалось про возможный уход с поста спикера Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко».
Речь идет о статье «Спикеров делать из этих людей», опубликованной 17 апреля 2019 года. В нем говорилось, что в мае спикер Совета Федерации обсудит с президентом Владимиром Путиным свой возможный уход. Наиболее вероятным кандидатом на ее место назывался руководитель Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.
«С журналистами мы расстались, поскольку при подготовке заметки были нарушены редакционные стандарты «Коммерсанта», — объяснил уход Сафронова и Иванова гендиректор и главный редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин. Что именно они нарушили, он не уточнил, также отказавшись комментировать вмешательство акционеров. «Акционер не вмешивается в редакционную политику и тем более не принимает решений по увольнению или приему на работу журналистов. Алишер Бурханович узнал об увольнении сотрудников «Коммерсанта» из сообщений прессы», — сказал позднее представитель Усманова.
Следом за журналистами о своем уходе из ИД написал и Глеб Черкасов, заместитель главного редактора газеты, отвечающий за политический блок. «У акционера есть право принимать кадровые решения, у сотрудников есть право с ними не соглашаться единственно возможным способом — сменой места работы», — заявил он, сообщив о решении покинуть ИД и других сотрудников отдела политики — всего более десяти человек.
Другие сотрудники «Коммерсанта» опубликовали обращение к читателям, в котором назвали увольнение журналистов «ничем не обоснованным, губительным для редакции, а также открытым проявлением давления на свободу слова в России». Акционеров ИД обвинили в «разрушении одного из лучших СМИ России ради краткосрочных политических дивидендов». В обращении журналисты заявили, что «кадровое решение» им объяснили личным требованием Алишера Усманова. Под письмом подписались больше 150 человек.
Председатель совета директоров «Коммерсанта» и глава USM Group Иван Стрешинский заявил, что ни сами герои статьи — Матвиенко и Нарышкин, ни их представители с ним не связывались, но Стрешинскому «поступил сигнал», что публикация может быть «заказной». «Недопустимо, чтобы «Коммерсант» использовали как сливной бачок во внутриполитических разборках. Речь шла о том, чтобы журналисты доказали ему [Желонкину] добросовестность своей работы и соблюдения всех журналистских стандартов», — сказал Стрешинский. По его словам, журналисты этого не сделали. Глеб Черкасов уточнил, что сам выпускал номер газеты со статьей о Матвиенко — он работал с текстом и «на сто процентов уверен, что ни о какой заказной подоплеке речи быть не может».
На вчерашнем неформальном редакционном собрании Сафронов рассказал коллегам, что заметка не понравилась лично Матвиенко, и она высказала претензии акционеру, после чего начались длительные переговоры по поводу того, кто будет наказан — все пятеро авторов заметки или только некоторые из них. «Перед нами было поставлено одно условие, и [если оно будет выполнено] мы снимаем все претензии: вы должны раскрыть источники информации, имена, фамилии, пароли. Я думаю, это хотела знать сама госпожа Матвиенко. Я так понимаю, что этой заметкой было сорвано назначение Валентины Ивановны в Пенсионный фонд. Первый вариант заголовка, кстати, был: „Валентину Матвиенко отправили на пенсию“, — сказал Сафронов. — Мы с Максом [Ивановым] советовались по этому поводу. Я сказал, что некоторые люди, которые подтверждали мне информацию о ней, работают в силовых структурах на больших должностях. И если Матвиенко сразу позвонит их начальнику министру, он их нагнет, убьет, — и потом то, что от них останется, придет ко мне. Это вопрос моей безопасности и моей семьи. Я не могу раскрыть источник и рисковать».
Это не первый скандал в ИД, связанный с Валентиной Матвиенко. В 2011-м году не менее 90% тиража журнала «Власть» с портретом экс-губернатора Санкт-Петербурга и подписью «За сосули перед Отечеством» на обложке было изъято в северной столице. Главной темой номера было согласие госпожи Матвиенко возглавить Совет Федерации.