Пресс-секретарь премьера живет в отеле, номер в котором стоит как минимум 1250 евро в день? Скандал! И вправду - скандал. В какой-нибудь Великобритании так можно и отставку спровоцировать. Попробуй потусить на яхте русского олигарха Дерипаски, - да чтобы об этом пронюхали газетчики. Все - конец министерской карьеры, или не будет у тебя дополнительных политических амбиций. Так почти что случилось с министром иностранных дел Дэвидом Милибэндом. А ведь его прочили в новые премьеры...
У нас, конечно, не Великобритания, но журналисты уже устроили большую бучу в социальных сетях. В аккаунте ведущего «Эха Москвы» и телеканала «Дождь» пронеслась настоящая буря под общим слоганом «доколе». Аргументы защитников пресс-секретаря премьера тоже присутствовали, но всерьез картину не выправляли. Доколе - и все тут.
Виновата, конечно, сама пресс-секретарь. Что позволено в кругу друзей, не всегда уместно в социальной сети. Кто заставлял ее отмечаться в этом отеле? Никто. Как некогда говорилось, «тут интернет, детка, тут могут и на ..й послать».
Вмешалась и сама фигурант «блогосрача» (устар. «кисо обиделось»). «Ощущение, что меня заочно обсудили на партсобрании. Интересное и новое для меня чувство», - написала пресс-секретарь Медведева и глава пресс-службы администрации при Путине первого и второго срока Наталья Тимакова. И пояснила, что они с мужем, бывшим журналистом МК Александром Будбергом, зашли в ресторацию исторического отеля (а это только в России «историческое» - пустой звук, везде в мире это дорого) выпить по бокалу вина. Или что-то вроде.
У Тимаковой доходы за год составили почти четыре миллиона рублей (100 тысяч евро), у ее супруга - и вовсе 30 с небольшим миллионов (порядка 750 тысяч евро). Даже при уровне дохода в 200 тысяч на семью теоретически можно себе позволить потратить на шикарный двухнедельный отпуск тысяч 30, из которых 20 - на отель. Живем же один раз, а деньги - тлен и явно не последние. А примерно 200 тысяч семья Тимаковой заработала в 2009-м году. Тут впору завидовать, а не осуждать.
Понятно, что возникают вопросы, они и должны возникать. Возникают они ко всем участникам спора. В первую очередь, разумеется, к Наталье Тимаковой. Опытный, казалось бы, чиновник — зачем подставляться под критику? Затем — хорошо ли, что муж видного госдеятеля зарабатывает в 10 раз больше нее, работая в государственном банке ВТБ? И почему эту должность он получил, не обладая значительным опытом работы в современных банках, зато имея жену — пресс-секретаря?
Но еще больше вопросов возникает к обсуждавшим тему журналистам. Суммы доходов семейной пары, доступные всем и вполне открытые (про 4 и 30 миллионов дохода только за прошлый год), в обсуждении почти не фигурировали. Сведений из отеля не было. Чеков — вот стопроцентное доказательство пребывания! — тоже нет. Даже комментарий Тимакова давала самостоятельно, без давления «свободной прессы». Не проделано никакой (!!!!) работы, помимо чтения блога пресс-секретаря Медведева. Казалось бы, сделай работу — и тогда сможешь повесить, как настоящий британский журналист, виртуальную медаль в виде кричащего заголовка «Пресс-секретарь премьера отдыхает в отеле, ценой за сутки равной месячной зарплате россиянина».
Но этого не происходит. Хотелось бы сказать, что «известный журналист Тихон Дзядко выступил с разоблачением» или сравнить «Эхо Москвы» с британским таблоидом Sun, но не выходит. Нет работы — нет сенсации. Я лично тоже хожу мимо столичных (дико дорогих, тут вопросы к столичным властям) отелей и могу отметиться, скажем, в «Национале», но это не будет означать, что я там останавливался или живу постоянно. И «сообщение» Тимаковой, что она была в отеле, легко и непринужденно дезавуировано ее же реакцией: «была, но не жила».
Сенсация приплыла к журналистам сама, но точно так и уплывет от них.
Лучше бы часами и Bentley позанимались и журналисты. Арам Габрелянов так гордился своими профессионалами, я бы с удовольствием их «желтые» публикации про происхождение ресинских часов почитал бы. Но такой публикации нет.
Почему? Да потому что и условным специалистам из «Лайфньюс», и телекиллерам, и абстрактным «независимым журналистам» с «Эха Москвы» неинтересно и даже опасно такие темы копать. У них нет на это спроса от условного «гражданского общества».
"Фиктивность" спроса на реальную информацию, в том числе, демонстируется отсутствием платежеспособного спроса. Массовый потребитель не очень готов платить за общественно-политические газеты и журналы. Тиражами "всего лишь" в миллион экземпляров не может в России похвастаться почти никто (если не брать в расчет издания типа ЗОЖ). МК, КП и "Твой день" держатся на плаву, даже приносят небольшой доход, но кажется, что "жареные факты" из мира политики им никаких дополнительных бонусов не дали бы.
Или спрос все-таки есть? Успех проекта «Навальный» вроде бы подтверждает — на информацию о коррупции — точно есть. И одновременно опровергает это. Да, Навальный выложил отчет Счетной палаты по «Транснефти» и некоторые иные интересные истории (про упоминавшийся уже ВТБ, например). И еще судился со всеми государственными корпоративными гигантами сразу. Но прославился по-настоящему он ярким слоганом «партия жуликов и воров» и митинговой активностью.
Государство самостоятельно выкладывает сведения о своих закупках. Скольких людей это интересует? Энтузиастов типа Ивана Бегтина, да трех сотрудников того же Алексея Навального? Остальным лишь бы в блоге написать «все разворовали». Журналисты в этом смысле четко отрабатывают социальный заказ — пишут и обсуждают, что «все разворовали» и «кровавый режим». И сами эту повестку подогревают.
Оно и правильно: не к ночи помянуть, иначе ведь и в отель придется звонить, и чеки требовать, а не публиковать сплетни и не писать по мотивам чиновных чекинов гневные посты в социальных сетях.
Такие вот новые медиа.
А остальное покажет «Время» на «Первом».