будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия старообрядцы
Май 20, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Открыть окно

Открыть окно
kornili600-450_2SJ8Qme
Митрополит Корнилий — предстоятель Русской православной старообрядческой церкви

26 июня в Москве прошла конференция с участием представителей практически всех основных старообрядческих течений. Это первое с XVII века, то есть со времени раскола Русской церкви на официальную и старообрядческую, событие такого рода. На конференции обсуждался вопрос, что старообрядцам «пора выходить из забвения и заявлять о себе». Было принято решение создать общественную организацию, которая «будет вырабатывать совместные решения по тем или иным вопросам, полезным и обществу и государству».

Решение создать подобную организацию не означает готовности старообрядцев объединиться с кем-либо, но отражает их желание активнее участвовать в общественных процессах, считает Алексей Муравьёв, востоковед и религиовед, историк восточного христианства, доцент ВШЭ, заведующий секции Ближнего Востока Школы востоковедения, специалист по восточному христианству.

«Вообще говоря, старообрядцы ведут речь о том, что нужно "выходить из забвения", уже давно – весь вопрос в том, что значит это забвение. Если имеется в виду, что наше общество к религиозным делам вообще испытывает очень ограниченный интерес, это один разговор. В этом смысле я не очень понимаю, как можно "выходить из забвения" в частном случае, а не всем вместе. Если же речь идет о том, что старообрядцы хотели бы, чтобы им уделялось больше внимания со стороны СМИ, государства и так далее, то это уже другое дело. И в этом смысле, наверно, да, так и есть.

Это практически обозначает переход в новое социальное качество: вместо категории не очень понятного и для некоторых людей даже подозрительного объединения или группы объединений старообрядцы хотели бы оказаться в качестве уважаемой социальной структуры. Структуры, которой, скажем, никакой чиновник не мог бы предъявить вопрос «А вы вообще кто такие?», как это сейчас нередко происходит со старообрядцами. Поэтому и возникла мысль создать общественное движение, такую организацию, которая будет представлять старообрядцем перед государством и обществом», – объяснил Алексей Муравьев.

 
Алексей Муравьев, религиовед

Дело в том, что между старообрядцами и обществом в России до сих пор существует некий зазор, не преграда в явном виде, но отсутствие сообщения. О старообрядческих общинах в стране знают немного. Между тем только на территории станы существует около 200 таких общин, утверждает газета «Коммерсантъ», но многие из них даже не зарегистрированы. при этом речь идет о не столь уж малом количестве людей: численность старообрядцев в России достигает примерно 2 миллионов человек.

Беседуя с корреспондентом газеты, митрополит Корнилий рассказал, что планируется создать общественную организацию, «действия которой не будут связаны с нашими религиозными различиями». Новый общественный орган, по его словам, «будет вырабатывать совместные решения по тем или иным вопросам, полезным и обществу и государству, и представлять их на суд общественности и власти». 

«Старообрядцы хотели бы, чтобы их церкви в общественном пространстве выглядели представительно, респектабельно и так далее, – подтвердил Алексей Муравьев. – Чтобы прекратились ситуации, когда им задают вопрос «А вы вообще кто такие?» и действительно не знают, кто это. Ситуации, когда выдумывают нечто об их «странных, необычных взглядах» и путают с так называемыми язычниками-староверами. Вот, я думаю, такая задача и стояла, когда задумались о создании организации».

По его мнению, подобная организация нужна еще и для того, чтобы представлять интересы старообрядческой церкви перед чиновниками в тех случаях, когда возникают имущественные или еще какие-нибудь конфликты между РПЦ и старообрядцами. «Таких конфликтов довольно много: достаточно вспомнить недавние истории в Рыбинске, в Иванове, когда РПЦ просто забирает старообрядческие церкви, пользуясь тем, что имеет некие привилегии в глазах государственных чиновников. Вот, вероятно, для того, чтобы можно было оказывать в сложных вопросах помощь и, возможно, даже пытаться решить их по-настоящему, такое общественное объединение и решили создать», – объяснил Муравьев.

 
Здание старообрядчесой общины в Рыбинске. Фото:rpsc.ru

Он подчеркнул, что подразумевается именно общественное объединение, а не объединение какое-нибудь в ином смысле. «Старообрядческие церкви остаются теми же, какими и были, они не меняют устав», – сказал он.

«Самое главное – что это общественное объединение, речь не идет о церковном объединении, об объединении кого-то с кем-то. Старообрядцы хотели бы, наверно, выступать перед лицом общества и государства как единая инстанция. Но это – когда затронуты их имущественные, социальные интересы. Потому что в общем и целом религиозная жизнь старообрядцев – это непубличная вещь. Их позиция в этом отношении больше похожа на позицию западных людей: что религиозная жизнь – эта частная история, а в общественном пространстве важно уважение прав религиозных общин, равноправие перед законом, отсутствие у власти каких-то любимчиков, которые имеют преференции. Отчасти ради борьбы за это старообрядцы и пытаются создать свою организацию», – уточнил Алексей Муравьев.

На вопрос, почему идея создания такой организации была выдвинута именно сейчас, он ответил, что дело тут в недавно принятых новых законах о собственности религиозных объединений, которые во многом дезавуируют статус церковной собственности.

«Но думаю, что, кроме этого, есть определенное желание чиновников и государства вопрос со старообрядцами все-таки вывести на новый уровень понимания. Если раньше казалось, что достаточно какого-то доброжелательного воспоминания о некогда прежде бывших заслугах старообрядцев, то теперь, конечно, ясно, что старообрядцы претендуют на нечто большее. Они хотят участвовать в какой-то степени в общественной жизни и тому подобном. По крайней мере, они такие мысли высказывают. Поэтому, наверно, здесь встретились как желание государства навести порядок в этом вопросе, так и, собственно, желание старообрядцев поучаствовать в общественных процессах более активно», – добавил Муравьев.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).