будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна

«Открытое правительство» и закрытая бюрократия

«Открытое правительство» и закрытая бюрократия
medvedev
Дмитрий Медведев на заседании «Открытого правительства». Кадр: Россия 24

Правительства Медведева еще нет, а вот его же «открытое правительство» вполне себе заседает. Впрочем, уже предложена бюрократизация этой аморфной структуры. Это, как представляется, выхолащивает и без того вызывающий вопросы механизм. Но по-другому бюрократия управлять не умеет и не хочет.

Особенности периода междуцарствия заключаются в том, что никто по сути не понимает, что будет через некоторое время. Причем отсутствует это понимание не только у рядовых граждан, за процессом наблюдающих, но и у влияющих на политику людей.

Есть ощущение, что до поры даже и сами российские лидеры не понимают во время транзита власти, что же происходит и как все это будет развиваться дальше. Вроде бы никаких проблем — сейчас все рассядутся по креслам и надо будет работать дальше, но все же волнительно.

Паузу с рассадкой высшей бюрократии как могут восполняют тандемократы, которые уже поменялись местами. Путин демонстрирует верность предвыборной риторике и отправляется в Нижний Тагил проводить совещание по ОПК. А Дмитрий Медведев (если кто забыл — теперь премьер-министр) собирает рабочую группу по формированию «открытого правительства». Получается, разумеется, даже забавно: правительства в России еще нет, а вот «открытое правительство» есть и даже обсуждается, как заставить его функционировать.

Обращение нового главы правительства к широкому слою экспертов и даже рядовых граждан, которые собственно в стране и живут стоит только приветствовать. Надо же определиться наконец с приоритетами развития и правительственной политики.

Умаляет рассуждения об эффективности «открытого правительства» как экспертной площадки и прочих прелестях краудсорсинга одно замечание самого Медведева на совещании. «Мы сможем сделать что-то на основе наших предложений только в том случае, если под деятельностью «Открытого правительства» будет всё-таки необходимый, пока во всяком случае, в условиях нашей страны, административный ресурс. Без этого у нас далеко не все идеи могут получить своё воплощение, хотя, надеюсь, что, может быть, что-то из того, что мы с вами запланировали, будет развиваться и само по себе», - отметил новый российский премьер.

Справедливо отметил, надо полагать, но от этого ничуть не спокойнее: без бюрократической поддержки, по мысли одного из главных бюрократов, ничто не живет и существовать не может.

В таком взгляде на реальность Медведев не одинок. «Должна быть одновременно и, на мой взгляд, обязательно создана некая бюрократическая структура в составе правительства, потому что только синтез экспертов и чиновников в хорошем смысле этого слова не даст, как Вы сказали, затухнуть», - ответствовал новому премьеру глава администрации президента Сергей Иванов.

Любая инициатива, по мысли Медведева и Иванова, просто обязана быть завизирована, прописана в десятке-другом ведомственных бумаг и только тогда из нее может получиться толк. О какой самоорганизации общества или краудсорсинге можно всерьез рассуждать, если даже самое здравое рассуждение трижды эксперта будет вынуждено пройти чиновное сито? Примеров «смерти» экспертных докладов в бюрократических объятьях у нас и без того миллион. Например, Центр стратегических разработок незадолго до кризиса прописал для правительства три сценария развития национальной экономики. Однако в процессе чиновного согласования два из трех были из доклада выкинуты и оставлен лишь самый оптимистичный, который и лег на стол в правительство.

При таком принципе отбора снижается роль не только понятия экспертизы и ее роль, но и собственно роль административного ресурса.

Получается своего рода «испорченный телефон». Без административного ресурса нельзя провести хорошее решение в жизнь. Но чтобы получить доступ к административному ресурсу, необходимо заручиться согласием бюрократии, а она далеко не всегда руководствуется соображениями конечного результата, но обыкновенно исходит из принципа персональной ответственности перед руководством. В результате любая экспертиза по пути наверх «отбрасывает ступени», как ракета, которой необходимо преодолеть притяжение Земли. А на обратном пути, с административных высот к населению, подталкиваемая уже полученным админресурсом концепция, почти всегда мало общего имеет с изначальными прекраснодушными планами и для применения бесполезна, если не вредна. Однако бюрократическая инерция заставляет ее как-то внедрять и реализовывать.

Даже без прочих входящих (коррупция, «кривая» экспертная выборка и так далее) на выходе получается не совсем то, что было задумано.

 

Проблема в том, что такая система в общем-то устраивает власти (несмотря на периодические декларации: см. Спасение прав граждан...). Процесс реализации той или иной политической линии сильно упрощается, если граждане из него выключены (граждан, судя по всему, до поры такая ситуация тоже устраивает). А экспертные суждения принимаются властями лишь в той степени, в которой соответствуют их собственным ожиданиям. И сколько еще такая система сможет существовать не скажет никто. Если и впрямь у нас нарождается гражданское общество, то власти оно предъявит счет. Не было бы поздно власти его оплачивать, иначе никакое самое открытое правительство не поможет.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).