Государственная дума приняла в первом чтении поправки в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", позволяющие законодательному собранию регионов самим решать, нужны ли им прямые губернаторские выборы, или же лучше обойтись старым добрым назначением сверху. "За" проголосовали 403 депутата.
Вообще говоря, в новом варианте назначение приобретет все же некое подобие выборности. Только выбирать будут не жители региона, как на прямых выборах, а заксобрание. И выбор может быть сделан из трех кандидатур, выдвинутых президентом, то есть Владимиром Путиным. Кандидатов президенту, правда, предлагают политические партии, но предлагать они могут кого угодно, в том числе кандидата, не состоящего в данной партии. И, кроме того, в проекте, ничего не сказано о том, что в итоге все три кандидата, отобранные президентом, должны быть разнопартийными. Так что, по сути - назначение как назначение.
Законопроект, как уже было заявлено его формальными инициаторами – депутатами ГД и экспертами, направлен на «сохранение межнационального мира и согласия», в частности в многонациональных республиках Северного Кавказа. Но в этом году на Кавказе истекают только полномочия президента Ингушетии.
Ингушетия, надо сказать, довольно прозрачный регион, если рассматривать его в свете прямых губернаторских выборов. В том смысле, что ингушей там почти 80% и чеченцев – 20%, остальных – десятые и сотые доли процента, а значит в случае выборов – результат вполне предсказуем, и волноваться нечего. Но даже если и назначать, торопиться, казалось бы, ни к чему – выборы только осенью. То, что данная республика не имеется в виду, отметил в ходе обсуждения законопроекта и глава комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, подчеркнув, что «Ингушетия – это территория мира».
А между тем, январь еще не закончился, а за документ проголосовали в первом чтении, и, как пообещали «Полит.ру» в профильном думском комитете, заработает он уже чуть больше чем через месяц, с начала марта.
Откуда, спрашивается, такая спешка? Зачем нашим властям, едва показав населению хоть какие-то, но все же губернаторские выборы, так стремительно отнимать их обратно с риском понести очередные репутационные потери?
Эти вопросы перестают казаться риторическими на фоне поднявшейся за последние недели волны слухов о скорейшей отставке нынешнего президента Дагестана Магомедсалама Магомедова. Слухи эти усиленно опровергаются в правительстве республики, но, похоже, они совсем не беспочвенны.
Так один из авторов законопроекта о выборочной отмене губернаторских выборов, депутат-единоросс от Дагестана Ризван Курбанов, хотя и высказывается о скорой отставке Магомедова осторожно, никак ее не опровергает. А относительно законопроекта выражается однозначно: его регион как нельзя лучше подходит для применения будущего закона.
«Могут ли, гипотетически, аварцы, которых 850 тысяч, даргинцы, которых почти 500 тысяч, кумыки, которых 430 тысяч, и агулы с рутульцами, которых по 30 тысяч человек, получить в ходе прямых губернаторских выборов устраивающее всех политическое представительство? – Нет? – Вот вам и ответ на вопрос, почему Дагестан лучше всего подходит для данного закона, и почему я являюсь одним из его авторов», - заявил «Полит.ру» Курбанов.
А вот председатель Исламского комитета России (ИКР) Гейдар Джемаль относительно отставки президента Дагестана выражается куда более однозначно. «Отставка Магомедова – это вопрос давно решенный», - заявил он «Полит.ру».
По словам Джемаля, Магомедов провалил все, что от него требовал федеральный центр: не усилил влияния официальной власти, из-за чего никак не выросла управляемость республики, не навел сколько-нибудь ясного порядка в расходовании средств федерального бюджета.
«Еще позиция Магомедова ослабла, потому что сейчас резко ослабло влияние его отца (бывший руководитель Дагестана Магомедали Магомедов – «Полит.ру»), а сам он так и не смог доказать, что является самостоятельной политической фигурой, - говорит председатель ИКР. – Если в Думе так торопятся принять закон, думаю, ему на посту президента осталось около месяца».
Не исключает скорой отставки Магомедова и связи с ней этого законопроекта эксперт по Северному Кавказу, исламовед и политолог Алексей Малашенко.
«Дагестан – сложный регион, там вовсю идут процессы, которые никак не контролируются властью. Там власть, скорее, узнает о своих решениях, чем принимает их. Но мне будет жаль, ели Магомедов уйдет. Все-таки он опытный и очень образованный человек», - говорит Малашенко.
Впрочем, желание назначать главу Дагестана кажется эксперту объяснимым: при назначении прямых выборов президента многонациональная республика может просто взорваться.
«В худшем варианте развития событий следует ожидать дестабилизации обстановки в республике во время выборов. Вероятность этого достаточно высокая. Фактически может начаться гражданская война, - считает эксперт. – И этого варианта, конечно, федеральный центр будет стараться не допустить».
Следующими на очереди - не менее многонациональные и взрывоопасные Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. «По этим регионам ситуация в Дагестане ударит рикошетом», - рассуждает политолог.
В отличие от Курбанова, ни Джемаль, ни Малашенко не считают прямое назначение главы региона благом.
«В Дагестане очень силен инстинкт самосохранения, - считает Малашенко. – Да пусть бы они передрались, пусть все прошло бы тяжело, но в конечном итоге прямые выборы лучше – все равно они выбрали бы кого надо. А очередной назначенец, чтобы управиться с республикой, должен быть особой фигурой. У меня есть сомнения, что наверху смогут найти подходящего человека. Я слышал, что на его место прочат депутата Думы Рамазана Абдулатипова, но я не знаю, насколько это подходящая фигура».
Джемаль же полагает, что ситуацию в республике не поправят ни назначение, ни прямые выборы. «На Кавказе давно уже назрел кризис, и он очень остро чувствуется особенно в Дагестане. Люди устали от коррупции, устали быть игрушками действующих там сил, - говорит он. – Так что ни назначения, ни выборы ничего не изменят – кризис неминуемо разразится. И я думаю, это произойдет уже в этом году».