Президент, объясняя свое решение об отставке правительства, заявил, что это действие “продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны после 14 марта 2004 года”.
“Полагаю, что граждане России имеют право и должны знать предложения по составу высшего исполнительного органа государства в случае моего избрания на должность президента России”, заявил президент. Отставка правительства таким образом – это первое политическое действие в течение предвыборной кампании кандидата в президенты Владимира Путина.
Однако самым важным в заявлении Путина остается то, чего он не сказал: в чем, собственно, будет заключаться его курс на ближайшие четыре года.
Не знают этого и политики, политологи и социологи, прокомментировавшие это событие.
Решение об отставке правительства вполне вписываются в логику реорганизации власти и формирования единого правящего комплекса под ту систему задач, которую объявил президент. Так считает политолог, руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский. “Это программа ликвидации прежнего дуумвирата администрация-правительство, с выравниванием полномочий и разграничением политических функций”.
“Эти изменения коснутся и структуры правительства, и структуры его органов. Причем это делается до выборов, чтобы предъявить избирателю не лично Владимира Путина, а команду людей, которые будут выполнять ту программу, которую он объявил”, - сказал политолог в интервью “Полит.ру”.
Павловский отказался поделиться своими соображениями относительно состава будущего кабинета министров, отметив, однако, что “фигура Христенко там будет не самая светлая и не самая центральная”.
“Не секрет, связка Волошин-Касьянов представляла собой последний бастион ельцинской команды, так называемой “Семьи”. И отставка Волошина, а теперь и Касьянова, означает только одно: наконец реализовались мечты и планы питерских представителей путинского силового крыла". Так считает Георгий Сатаров, президент фонда "Индем".
"Теперь баланс однозначно сместится в сторону силовиков. Безусловно, это могло произойти и после выборов, когда глава государства будет формировать новое правительство. Но тогда у силовиков не будет уже той мотивации. Сейчас всем становится ясно – кто правит бал”.
Таким образом и Георгий Сатаров рассуждает в жанре определения курса страны и считает, что этот курс будет силовым, олицетворяемым "питерскими гэбистами".
Президент, скорее всего, не воспользуется кадровым потенциалом СПС при формировании нового правительства, заявил член федерального политсовета Союза правых сил и член правления РАО ЕЭС Борис Минц. По его мнению, необязательно было отправлять в отставку кабинет министров, достаточно было объявить о том, кто станет новым председателем правительства и назвать нескольких ключевых министров из силового и экономического блока, чего как раз не было сделано. "Непонятно, станет ли Христенко новым председателем правительства и зачем его назначать, если по российской конституции он должен будет уйти в отставку сразу после выборов. Не думаю, что эта акция проведена с целью привлечь внимание к скучным выборам, пока единственный результат - падение котировок "голубых фишек" на фондовом рынке", - отметил господин Минц.
Кандидат в президенты России от КПРФ Николай Харитонов вообще считает сегодняшнее решение Владимира Путина об отставке правительства "PR-ходом".
Как сказал он в интервью "Интерфаксу", этот пиар-ход накануне президентских выборов должен привлечь внимание избирателей и обеспечить их высокую явку. По мнению Харитонова, нынешний глава государства действует в лучших традициях известных внезапных "рокировочек" своего предшественника.
Кандидат в президенты Ирина Хакамада считает, что отставкой кабинета министров президент наносит серьезный удар по стабильности в стране.
По ее словам, этот шаг президента настолько неожиданный, что он окончательно подрывает веру в какую-либо прогнозируемость действий президента в рамках закона. В интервью "Интерфаксу" Хакамада напомнила, что согласно действующему законодательству после официального обнародования результатов выборов главы государства правительство в недельный срок должно уйти в отставку.
То, что президент спешит, на ее взгляд, означает, что он не уверен ни в явке избирателей, ни в результатах предстоящих выборов. Президент буквально взрывает ситуацию, не заботясь о том, что действует против закона и им же выстроенной стабильности.
Отставка правительства – демонстративный ход перед выборами для мобилизации пассивного электората, считает известный социолог Алексей Левинсон. “Если не принимать во внимание чрезвычайные обстоятельства, которые могли послужить причиной решения президента, то ясно, что отправка правительства в отставку – предвыборный ход. И теперь нужно внимательно смотреть на те назначения, которые последуют. Это может быть демонстрация решимости проводить либеральный курс и таким образом мобилизовать демократический электорат, разочаровавшийся после парламентских выборов”. Однако Левинсон не исключает и противоположного варианта: “Вполне возможно, что возобладает и другая тенденция – тенденция борьбы с олигархами, национализации компаний и проч. Но тогда ясно, что это будет работа совсем на другой электорат”.
Бывший премьер-министр РФ, ныне глава Счетной палаты России Сергей Степашин поддерживает решение президента Владимира Путина об отставке правительства Михаила Касьянова. "Я поддерживаю президента России, который до 14 марта хочет показать, с какой командой он идет на выборы. В связи с этим досрочная отставка нынешнего правительства выглядит абсолютно логичнее, чем если бы правительство согласно Конституции сложило свои полномочия после выборов", - сказал Степашин во вторник "Интерфаксу". "Данное решение также позволит президенту сформировать новое правительство практически сразу после выборов, - отметил Степашин. - Раньше процесс отставки, согласования нового состава правительства и его утверждение Госдумой занимал два-три месяца после выборов и, естественно, сказывался на работоспособности кабинета министров".
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что смена правительства не принесет никаких изменений. "Я бы воспринял с удовлетворением, если бы сказали: вот новый курс, новая команда и программа, но ни одного ответа на эти вопросы пока нет. Без смены курса, команды и политики рассчитывать сегодня на что-то не приходится", - заявил сегодня лидер КПРФ. "Если в стране нет экономической политики, если у партии власти нет реальной идеологии и четкой программы, если в ходе выборов нет реальных дебатов, то остается только делать такие ходы", - сказал Зюганов во вторник журналистам, отметив, что "надо было еще год назад отправить правительство в отставку".
Зюганов неодобрительно отозвался о Викторе Христенко, назначенном исполняющим обязанности главы правительства, поскольку, по словам Зюганова, тот причастен к гибельному, по оценке коммунистов, экономическому курсу, проводившемуся все последнее время.
Председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников прокомментировал для “Полит.ру” сегодняшнюю отставку правительства: “Может быть, это впервые одно из реальных политических действий Путина. Если он сейчас сформирует новое правительство – то это фактически будет предъявление им курса, который он будет проводить после своего избрания. Вновь сформированное правительство, люди, которых он назначит в его состав, - это сигнал избирателям, куда будет двигаться страна – будет ли это развитие или стагнация. Надеюсь, что развитие, как это и обозначил президент. Т.е. главное – понять, что это будут за люди.
С точки зрения политического процесса, это решение Президента - действие вполне осознанное и разумное. И хотя оно может показаться немного непривычным и парадоксальным, оно реально первое политическое действие за последние годы.
Почему Христенко – понятно, что он – единственный из неспециализированных замов, т.е. зам по общим вопросам. Он наиболее системный из них всех. И это наиболее ожидаемое и неудивительное кадровое решение”.
Владимир Путин отправил в отставку правительство, чтобы избежать давления различных группировок и назначить своего человека премьером, считает начальник аналитической службы Центра политических технологий Алексей Макаркин. “Конечно, у отставки Касьянова есть объективные предпосылки – это провалы в административной реформе, налогообложении сырьевых предприятий, ипотеке. Однако вопрос в том, почему это было сделано именно сейчас, а не в предписанные Конституцией сроки. Вопрос о согласовании кандидатуры премьера - это площадка для активности различных групп влияния, которые давят на президента, лоббируя своих людей. Если бы президент отправил правительство в отставку после выборов, то у этих групп был бы лишний месяц, чтобы на него давить. Теперь же в течение двух недель, а то и раньше, Путин представит своего кандидата, прекратив тем самым эти игры”.
Макаркин считает, что возможным кандидатом на пост премьер-министра может быть тот же Виктор Христенко, являющийся на данный момент и.о. главы правительства. Если же президент решится выбрать кого-то не из бывшего кабинета министров, то это будет человек не с “однозначным либеральным имиджем, но и не человек вроде Глазьева”. Скорее всего, это будет управленец, способный довести до конца намеченные реформы, и одновременно человек, который будет всем обязан президенту.