Глава «Роснефти» Игорь Сечин на заседании президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу предложит главе государства начать новую экономическую политику — по крайней мере в рамках одной, отдельно взятой отрасли.
Необходимость кардинального изменения политики государства в отрасли добычи, транспортировки и продажи углеводородов, уверены в «Роснефти», вызвана введением странами Запада санкций в отношении российских компаний и граждан — в том числе самого Игоря Сечина.
Президентская комиссия по ТЭК в последний раз собиралась чуть менее года назад — в августе 2013 года. Заседание, которое проходит 4 июня в Астрахани, должно было изначально состояться в конце прошлого года, затем его перенесли на начало 2014, но зима и весна выдались крайне напряженными и встреча была назначена на май, однако в последний момент было решено провести ее после визита Владимира Путина в Китай, чтобы не перегружать рабочий график главы государства.
В итоге повестка дня на заседании комиссии не сильно изменилась несмотря на изменившиеся обстоятельства: в ноябре невозможно было представить, что против некоторых членов этой структуры будут введены санкции Соединенными Штатами и Европейским Союзом. На встрече «будут рассмотрены вопросы диверсификации направлений развития сектора и реализации ряда инвестпроектов ТЭКа на Дальнем Востоке, а также проблемы ценообразования на внутреннем рынке газа», — сообщили «Коммерсанту» в Кремле.
Еще в начале апреля ответственный секретарь комиссии по ТЭК Игорь Сечин отправил президенту письмо, в котором изложил свое видение будущего отрасли, которое, по данным «Коммерсанта», состоит в «диверсификации внешних направлений российской экономики». Необходимость приятия мер Игорь Сечин объясняет введением санкций против России, под которые попал и он сам.
В принципе пока что российские нефтяные компании, в том числе и «Роснефть», под санкции не попали — он продолжают спокойно вывозить нефть в Европу и другие страны. Более того, по данным самой «Роснефти» отказаться от российских углеводородов Европа так просто не сможет: государственных резервов у стран ЕС хватит максимум на пять месяцев жизни без российских поставок. В теории их можно будет заменить нефтью из Персидского залива — но это выльется в подорожание нефтепродуктов, что вряд ли будет по душе избирателям.
Но российские нефтяники также зависимы от поставок с Запада: только они закупают не сырье, а оборудование. Так, например, «Роснефть» получает 17% оборудования из стран, которые ввели санкции в отношении ее руководителя. Пока что угроз срыва поставок нету, но, уверен Сечин, необходимо иметь план на любой вариант развития событий.
Также Россия пока что не может противостоять возможной коалиции западных стран и нефтедобывающих монархий Ближнего Востока, которые могут организовать резкое снижение цен на нефть и нефтепродукты.
По мнению Игоря Сечина для того, чтобы минимизировать зависимость России от западных санкций, необходимо начать опережающими темпами развивать месторождения углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Он считает необходимым уже в ближайшей перспективе распределить между компаниями, акционерами которых являются российские физические и юридические лица, участки месторождений нефти и газа к востоку от Енисея.
Игорь Сечин также уверен, что необходимо всеми силами расширять экспорт российских энергоносителей в страны Азии.
Во-первых, предлагается разрешить нефтяным компания пользоваться для экспорта газа магистральными трубопроводами, которые сейчас находятся в собственности «Газпрома». В 2013 году уже удалось добиться того, что правительство разрешило вывозить из страны сжиженный попутный газ, теперь речь идет о полноценном доступе к трубе.
Во-вторых, глава «Роснефти» предлагает расширить возможности нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), по которому сейчас компания поставляет нефть в Китай. Помимо увеличения экспорта, это позволит построить Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК). Этот проект «Роснефти» предполагает строительство огромного комплекса в Находке, который сможет перерабатывать до 30 млн тонн нефти в год. Стоимость проекта — 1,3 млрд рублей. Ожидается, что после запуска предприятия снизиться цены на нефтепродукты в дальневосточных регионах России, а «Роснефть» сможет поставлять продукты нефтепереработки в страны Азиатско-тихоокеанского региона.
Проект Сечина предполагает создание во Владивостоке «газового хаба», цены на котором будут определять стоимость газа во всех соседних странах.
Деньги на все проекты — и строительство дополнительных веток трубопровода ВСТО, и на превращение Владивостока в «газовую столицу» АТР предполагается взять у будущих пенсионеров, Сечин уверен, что его программа развития Восточной Сибири и Дальнего Востока лучшее место для долгосрочного вложения средств пенсионных фондов.
Сечин также выступает против предложенного Минфином налогового маневра, который заключается в снижении пошлин, акцизов в замен на повышении НДПИ. Это позволит, например, прекратить субсидирование белорусской экономики. На заседании комиссии по ТЭК Минфин и Минэкономики, по данным «Ведомостей», собираются предложить два сценария налогового маневра — «короткий» за три года и «длинный» за четыре. Сечин уверен, что налоговый маневр слишком сильно влияет на отрасль, а потому плохо скажется на инвестиционном климате.
Впрочем, «план Сечина» намного масштабней, чем просто развитие отрасли в регионе. Глава «Роснефти» одобряет создание национального рейтингового агентства, чтобы российские компании могли и не прибегать к услугам «большой тройки», компаний Moody`s, Fitch и Standard&Poor`s.
Также Сечин думает о создании альтернативы ОПЕК — организацию стран-экспортеров нефти, в которую будут привлечены ныне независимые производители, а также те, кто недоволен своим положением в ОПЕК. Предполагается, что есть шансы на объединение, в которое могут войти Иран, Венесуэла, Ангола, Бразилия и Казахстан. Это позволит России влиять на цены на нефть и не дать им слишком резко и неожиданно опуститься.
Вряд ли на одном заседании удастся принять решение о том, в каком направлении будет двигаться страна в ближайшие годы и на что государство будет выделять миллиарды рублей. Однако показательно, что мысли об этом уже есть.