Премьер-министр России Дмитрий Медведев решил выступить в социальной сети Facebook насчет только что принятого американскими законодателями акта, позволяющего расширять санкции против России.
Напомним, акт №5859, «Закон о поддержке свободы Украины 2014 года», был внесен 11 декабря на рассмотрение американского парламента конгрессменом-республиканцем Джимом Герлахом. В тот же день его одобрила Палата представителей, через Сенат законопроект прошел 13 декабря, а 18 числа он был подписан президентом Бараком Обамой и, таким образом, вступил в силу.
Закон позволяет президенту США не только вводить санкции в отношении российских государственных компаний, но и предоставлять военную помощь Украине, в 2015 году на нее может быть выделено до 350 миллионов долларов.
Премьер Дмитрий Медведев, хоть формально и не занимается внешней политикой, все же решил высказаться по поводу такого важного события.
«Президент США подписал антироссийский закон, дающий право использовать санкции против нашей страны в любое время любому американскому президенту. Как и в случае с законом Джексона-Вэника, наши отношения с Америкой будут отравлены на десятилетия», — считает глава российского правительства.
Также Медведев напомнил, что президент Украины Петр Порошенко направил в Верховную Раду законопроект об отказе от внеблокового статуса своего государства — через несколько часов после публикации заявления премьера украинские депутаты поддержали инициативу главы государства. Медведев уверен, что отказ от внеблокового статуса де-факто является «заявкой на вступление в НАТО», которая превратит Украину «в потенциального военного противника России».
«Оба этих решения будут иметь крайне негативные последствия. И нашей стране придется реагировать на них», — написал Дмитрий Медведев.
Несколькими днями ранее, напомним, ответными мерами на принятие закона «О поддержке свободы Украины» также пригрозил МИД России. Официальный представитель ведомства Александр Лукашевич заявил, что российская сторона глубоко разочарована подписанием Бараком Обамой закона.
«Состряпанный американским Конгрессом на скорую руку закон» не имеет ничего общего с поддержкой свободы на Украине или где бы то ни было еще, уверены в МИДе. Закон «носит неприемлемый и вызывающий характер, отражает стремление влиятельных кругов США законодательно и надолго закрепить линию на слом отношений с Россией».
Лукашевич также напомнил, что Россия считает юридически ничтожными попытки экстерриториального применения американского законодательства, которые идут вразрез с общепризнанными нормами международного права.
«Политически же принятое в Вашингтоне решение подводит под российско-американские отношения мощную мину, способную подорвать перспективу нормального взаимодействия по многим направлениям, в т.ч. в вопросах, в решении которых заинтересованы сами США», — убежден представитель российского внешнеполитического ведомства. Ответственность за какие-либо последствия Москва возлагает исключительно на Соединенные Штаты. «Враждебные действия со стороны Вашингтона без реакции мы не оставляем. Решения по возможным ответным мерам будем принимать в зависимости от того, как в США на практике распорядятся новым законом», — говорится в заявлении.
При этом представитель МИДа отметил, что Москва все же готова к диалогу и даже сотрудничеству, но только на принципах равноправия, и реального учета интересов России. «Попытки оказать на нас давление в любом случае обречены на провал», — указал Лукашевич.
Еще ранее МИД сообщил о состоявшемся телефонном разговоре Сергея Лаврова и госсекретаря Джона Керри. Глава российского внешнеполитического ведомства раскритиковал работу американских законодателей. Документ, по его мнению, способен надолго подорвать возможности нормального взаимодействия между нашими странами.
Столь нервную реакцию российских властей на решение американского парламента предоставить президенту право накладывать на российские компании новые санкции можно понять.
Одна из причин валютного кризиса и обвала курса рубля — как раз санкции, которые не позволили российским компаниям дешево перекредитоваться в западных банках, в результате чего им пришлось покупать доллары и евро на открытом рынке, что негативно отразилось на устойчивости рубля, который и так ослаб из-за экономических проблем в стране и снижения цен на нефть почти в два раза за неполные полгода.
Однако ресурса для хоть какого-нибудь ответа на новые американские санкции, или даже угрозы их введения, у российского правительства почти не остается. Даже если предположить, что в условиях надвигающегося спада ради поддержания международного престижа Москва попытается за счет своей экономики как-то повлиять на Запад, у нее это вряд ли получится.
Запрет на импорт продовольствия из Европы и правда заметно ударил по сельхозпроизводителям в Прибалтике и странах Восточной Европы, однако вызвал также и повышение цен на еду в России, что неблагоприятно сказалось на самых малообеспеченных слоях населения.
Обсуждавшийся в какой-то момент запрет на импорт автомобилей из стран ЕС и Северной Америки по факту состоялся и без решения российского правительства: обесценивание рубля привело к тому, что большинству россиян произведенные за рубежом иномарки стали не по карману, а резко увеличенная ключевая ставка ЦБ практически остановила рынок кредитования.
Показателем того, что Россия уже даже не пытается следовать своей прошлой политике принятия ответных мер является тот факт, что против Новой Зеландии, которая поставляет в Россию достаточно много молочных продуктов, санкции введены не были — хотя правительство страны в конце ноября приняло решение о заморозке счетов российских государственных банков.
Впрочем, для российский экономики отсутствие у федерального правительства возможности агрессивно действовать на международной арене, скорее всего, даже благо. Во всяком случае, это позволяет хоть как-то прогнозировать действия властей. Так что несколько тысяч лайков, которые собрал Дмитрий Медведев, могут быть и правда лучшим ответом Москвы на принятие Соединенными Штатами нового «антироссийского» закона.