В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге прошли проверки и обыски. Их провели сотрудники Федеральной службы безопасности России. В ходе обысков были изъяты некоторые документы, информации о том, какие именно, пока не поступало.
О появлении сотрудников ФСБ в знаменитом музее 31 января первым сообщила петербургское интернет-издание «Фонтанка». По ее данным, представители спецслудб пришли в музей вскоре после полудня; возможно, в связи с потерей музеем миллиарда при строительстве нового фондохранилища.
В социальных сетях активно обсуждают происшедшее. Большинство пользователей соцсетей считают, что действия ФСБ в музее связаны с высказыванием директора Эрмитажа Михаила Пиотровского против передачи РПЦ Исаакиевского собора, поскольку всего несколько дней назад Пиотровский подверг резкой критике эту идею.
Одно из наиболее быстро разошедшихся и получивших общую поддержку мнений высказал политолог и журналист Глеб Павловский. «Ответочка Пиотровскому за Исакий, во как быстро. И не молебен», – пишет он. «Накануне директор Эрмитажа Михаил Пиотровский призвал Патриарха отозвать просьбу о передаче Исаакиевского собора, повременить. На это получил ответ главы епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Александра Пелина (которому и прочат Исаакий): мол, лучше следите за тем, что происходит в Эрмитаже. За словом, видимо, последовало и дело...», – к такому же выводу приходит, например, и Николай Гошко, заместитель главного редактора в газета «Одинцовская неделя».
Мысль о наличии связи между этими событиями – высказыванием Пиотровского и появлением ФСБ в Эрмитаже – пользователи выражают как прямо, так и с помощью приемов передачи иронии и сарказма. Более всего распространены вариации высказываний наподобие «Если Бога нет, то почему сразу после того, как директор Эрмитажа выступил против передачи Исаакия РПЦ, в Эрмитаж с обысками пришло ФСБ?!».
Иронических замечаний вообще много: «ФСБ берет Зимний» (что неверно с фактической точки зрения, но звучит выразительно – прим. ред.), «Ща они его РПЦ передадут», «Видимо Пиотровского с Пионтковским перепутали. Бывает. Хотя не исключаю, что Андрей Андреевич вел свою подрывную деятельность из Греческого зала», «Рейдерство от РПЦ? И Эрмитаж тоже хотят?», «Враг коварен и многолик. Может прикинуться сотрудником музея, а может диджеем на радио. Лучше перебдеть» и так далее.
«...и, конечно, между этими двумя событиями нет никакой причинно-следственной связи. Че-та совсем быстренько и совсем к х***кому всё задвигалось», – комментирует Павел Новолокин, веб-мастер в газете «Рыбак рыбака». «Что найти хотят? Наверное, голую Афродиту, чтобы осудить за порнографию? Там же и правда сколько голых баб и мужиков, не православненько... А вообще мы превращаемся в царство мракобесия. Не останавливают уже ни митинги, ни общественное мнение. Плевать на все...
Очень грустно и печально. Пиотровскому – сил, терпения и здоровья все это пережить. Всегда остается интеллигентным человеком, не боится выйти на конфликт, а ведь мог же просто помалкивать себе, чтобы место не потерять. Респект, гордимся!», – отзывается на новость о происшедшем пользователь Светлана Иванова, выпускница РГГУ и Международной школы дизайна.
«В новостях пишут, ФСБ нагрянула в Эрмитаж и изымает какие-то документы. В наше тревожное время, когда невидимый враг везде, нельзя, конечно, исключать, что хакеры зловещей группы "Шалтай-Болтай" взламывали почту уважаемых людей прямо из рабочего кабинета Михаила Борисовича Пиотровского. А если среди сотен тысяч картин в эрмитажной коллекции вдруг обнаружится картина, изображающая Шалтая-Болтая (и других персонажей "Алисы в Зазеркалье") – так это же одно к одному. Раньше надо было думать, господа музейщики. Теперь думать поздно, время писать явку с повинной», – шутит пользователь Артем Пироговский из Санкт-Петербурга.
«И даже ясно почему. А потому что слишком рьяно Пиотровский неудовольствие выражал по поводу передачи Исаакия. И после лично меня никто не сможет убедить, что это совпадение. Они бы лучше Албину пришли и поинтересовались что там с деньгами на стадион)))). Но, видимо, Албин не имеет конфликта интересов наверху», – язвительно замечает частный предприниматель Елена Данилова из Санкт-Петербурга.
Немногие задаются вопросом об экономической стороне дела, которая, по сведениям источников газеты «Фонтанка», состоит в том, что при строительстве нового фондохранилища музея на улице Школьная исчез миллиард рублей. СМИ указывают, что контракт на 3,67 миллиарда рублей для этого строительства был заключен со скандально известной компанией «Мехстройтранс», руководство и владельцы которой были причастны к «Большому делу Минкульта».
«Очередной факт хищения бюджетных средств», – вот что усматривает в новости адвокат Елена Пилюгина из Москвы. «Там вроде бы дело уже давно (еще осенью) завели на подрядчика, который новое хранилище строил. Но конечно, неслучайное совпадение...», – реагирует на известие фрилансер Дмирий Синяев из Москвы. «Если приход #ФСБ в #Эрмитаж связан с делом о банкротстве застройщика архива – это хорошо. А если месть за Исаакиевский директору – стыдно», – размышляет Виктор Богданов, журналист, продюсер курского «Продюсерского центра Артура Будыки».
Некоторых интригует и специализация подразделения, которое работало в Эрмитаже. Напомним, по официальным данным в музее работали сотрудники районного отдела по Центральному району Петербурга и Службы по защите конституционного строя и борьбы с терроризмом.
«Какое отношение имеют документы на строительство здания к защите конституционного строя России?
"... обыски проводят оперативники районного отдела по Центральному району Петербурга и Службы по защите конституционного строя и борьбы с терроризмом. Издание сообщает, что сотрудников ФСБинтересуют документы, которые связанны с государственным контрактом на строительство второй очереди нового фондохранилища Эрмитажа на Школьной улице"», – недоумевает пользователь Светлана Гасанбекова из Костромы. «Оперативники изъяли документы, связанные с государственным контрактом на строительство нового фондохранилища Эрмитажа. Обыски провели сотрудники отдела ФСБ по Центральному району Петербурга и Службы по защите конституционного строя и борьбы с терроризмом(!))», – подчеркивает Петр Левинский, ведущий радиостанции «Серебряный дождь».
Впрочем, в соцсетях встречается и объяснение этому факту. Например, в группе «В Питере – жить» (перефразированный припев из известной песни группы «Ленинград» - прим. ред.) указывается, что это подразделение спецслужбы уже год курирует и культурные объекты. Почему дела обстоят таким образом, не поясняется.
Некоторые пользователи, впрочем, вовсе не видят в происходящем ничего экстраординарного.
«Подобные проверки идут в государственных учреждениях повсеместно. Если идет очередная проверка музея, не стоит это связывать с тем, что кто-то выразил своё мнение по какому-то поводу. Проверки идут регулярно. Те, кто работает на гос службе, об этом знают», – объясняет пользователь Виктория Морозова из Москвы.
Представители Эрмитажа подтвердили только факт появления сотрудников ФСБ в учреждении, однако причин их появления назвать не смогли. «Каких-либо документов в распоряжении Государственного Эрмитажа нет. Никто из сотрудников Эрмитажа не задействован в мероприятии. Деятельность музея осуществляется в штатном режиме. Никаких пояснений по существу вопросов представители управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не давали, вследствие чего Государственный Эрмитаж не имеет какой-либо информации о поводах процессуальной проверки», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте музея.
Согласно данным пресс-службы музея, оперативники ФСБ работали в помещениях Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Никто из музейных сотрудников в происходившем не участвовал.