будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Страна

Отзови меня, если сможешь

Отзови меня, если сможешь
p0003871
"Власть народу"

В России появится новый закон - об отзыве губернаторов гражданами. ЦИК у себя на сайте повесил и разослал в регионы модульный законопроект «О порядке отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)».

Теперь регионам предстоит на его базе написать и принять собственные законопроекты. Надо полагать, в скором времени процедура отзыва будет закреплена в региональных законах и россияне смогут «увольнять» губернаторов.

Норма, на первый взгляд, хорошая и демократическая. По крайней мере,  для публики, что и впрямь считает глас народа гласом Божьим (в эту группу, правда, не входят политики, даже пламенные оппозиционеры, но не суть важно).

Ведь правильно: если губернатор не оправдывает ожиданий граждан и всячески злоупотребляет, то могут избиратели отказать ему в доверии, не дожидаясь следующих выборов (когда они еще будут)? Неплохо ведь иметь возможность убрать губернатора-казнокрада или губернатора, который отдал весь бизнес в регионе в руки конкретных заинтересованных лиц, подозрительно похожих на его друзей и членов семьи.

Однако воспользоваться этим правом гражданам будет ой как непросто.

Во-первых, требуется решение суда о том, что губернатор нарушил закон или не исполнял свои обязанности, причем «неоднократно и грубо». Во-вторых, требуется создать инициативную группу и собрать 25 процентов подписей жителей региона. Наконец, на голосовании жителей региона за отставку губернатора должно проголосовать не менее половины избирателей.

При прочих входящих (подконтрольность судов региональному начальству, наличие административного ресурса и так далее), процедура отзыва главы региона представляется крайне маловероятной даже в какой-нибудь области центральной России, не говоря уже о кадыровской Чечне.

Не совсем типичный для России, но наглядный пример: что надо сделать, чтобы отозвать мэра Москвы? Первое: доказать в суде, что Сергей Собянин (или кто там будет после 2015-го года) плохо исполняет свои обязанности. В каком-нибудь Мещанском, Басманном или Хамовническом, по вкусу. Далее: собрать 2,5 миллиона подписей за 25 дней. В принципе, сто тысяч подписей в день для ста тысяч болотных протестантов — это несложная задача. Только мобилизовать все те сто или даже десять тысяч — никакого Навального не хватит, неважно, сколько у него подписчиков в «Твиттере». Да и не факт, что более четверти москвичей подпишется под такой инициативой. Наконец, надо отмобилизовать протестный потенциал и не дать условному Собянину организовать поддержку. Серьезная, в общем, политическая и политтехнологическая задача. Не для простолюдинов.

Зачем принимать закон, который точно не будет работать по схеме «граждане региона уволили негодного главу»? Можно объяснить просто: в России существует имитационная демократия. Все механизмы прописаны, институты существуют, но работает это все не так, как написано, или (как в случае с какой-нибудь Общественной палатой) не работает вовсе. Однако для имитации надо и иметь институты, и прописать механизмы с процедурами. Вернули выборность губернаторов — надо предусмотреть и «уборность».

Если предположить, что некие граждане все-таки смогут воспользоваться законом, то надо понять, что это за такие инициативные и поистине героические группы лиц. И при каких обстоятельствах. 

группа граждан должна обладать следующими характеристиками: иметь довольно большой денежный ресурс (сбор подписей, суды, подкуп должностных лиц и прочее — дело недешевое), обладать по возможности связями в судах и силовых структурах и/или располагать возможностью использовать административный ресурс.

В исключительных случаях хватит и одного из этих компонентов, но лучше уж сразу все. Не хватит, скажем, никаких денег, если подконтрольные губернатору суды будут раз за разом отказывать вам и вашим сподвижникам в удовлетворении иска. Недостаточно и решения суда, если вы неспособны толком организовать кампанию по отзыву. Губернатор сам вряд ли с радостью уйдет и будет создавать сложности на каждом этапе.

Кто же в силах попытать счастья в отзыве губернатора по новому закону и даже добиться успеха - или поиметь иной профит?

Регионы контролируются губернаторами в разной степени. Кое-где существуют более или менее мощные контрэлиты, недовольные действующим губернатором, скажем, переизбравшимся «варягом», которого назначили из Москвы при Медведеве. Не стоит сбрасывать со счетов и мэров региональных столиц, конфликты которых с региональными администрациями не редкость в современной России. У некоторых из этих акторов политического процесса может сложиться впечатление, что ресурсов для снятия губернатора достаточно. Тогда и может сработать новый закон.

И, наконец, есть еще одна группа граждан, которым закон может пригодиться. Со связями, финансовым ресурсом и так далее. Это — управление внутренней политики администрации президента и более высокие чины из администрации.

Это же чудесный аргумент для устрашения строптивых региональных начальников. «Меня народ избрал!» - «Как избрал, так и отзовет!» К остальным гражданам, как уже говорилось, новый закон никакого отношения иметь не будет. По крайней мере, в современной путинской России.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).