Прошло два года с того момента, когда депутаты Госдумы РФ приняли так называемый «пакет Яровой». Закон, инициатором которого стали вице-спикер Госдумы Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров, подвергался критике, однако большая часть его требований все же вступает с сегодняшнего дня, 1 июля 2018 года. Теперь операторы распространения данных в интернете (ОРИ) — мессенджеры, соцсети и мобильные операторы — должны будут хранить данные обо всех звонках и сообщениях пользователей.
Интересно, что постановление правительства РФ, которое установило срок хранения данных для интернет-компаний, было опубликовано на портале официальной информации только 28 июня. Видео, фото, голосовые и текстовые сообщения, которые россияне передают по сетям связи, ОРИ должны будут хранить до полугода.
При этом в апреле был опубликован другой документ, который дал отсрочку операторам сотовой связи — до 1 октября, но это касается только интернет-трафика. Срок его хранения составит 30 суток, но за пять лет компании должны будут раз в год увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления».
Ранее эксперты критически высказывались о «законе Яровой», поскольку операторам придется закупать дополнительные хранилища. В «Мегафоне» заявили о том, что компании это обойдется в 35-40 млрд рублей, в МТС — 60 млрд рублей, в «Вымпелкоме» — 45 млрд рублей, а в Tele2 — «десятки миллиардов рублей в ближайшие два-три года».
«Точная цифра на 2018-2019 годы станет понятна после завершения процесса закупки необходимых технических решений и оборудования», — пояснили ТАСС в МТС.
Согласно заключению Минэкономразвития от 2017 года, на которое ссылается ТАСС, разовые капитальные расходы, например, Mail.ru Group на реализацию проекта составят 1,2-2 млрд долларов. Плюс ежегодные расходы на операционную деятельность — до 80-100 год млн долларов.
При этом представители компаний пока не увидели требований к собственно оборудованию, поэтому точные цифры не называет никто.
«Сам по себе "пакет Яровой" — не закон, а филькина грамота, бумажка, с которой можно сходить в туалет. Это не тот случай, когда можно сказать: "с 1 июля меняются правила движения" и все начинают ездить по новым правилам. Все изменения в нашем случае вносятся через приказ Минкомсвязи. Приказ появляется, когда появляется техническая база — оборудование для исполнения закона и когда к этому сертифицированному оборудованию появляются все руководящие документы и нормативные акты. Так вот — этого всего нет. Исполнять пока нечего. Эта бумажка написана, а каким образом это все будет работать — никому не известно», — сказал порталу «66.ру» гендиректор интернет-провайдера ИНСИС Артем Черанев.
Возможно, именно этим объясняется внешнее спокойствие на рынке услуг связи.
«Для участников рынка, несмотря на то что подобный проект уже обсуждался, опубликованное постановление стало неожиданностью. Крупные игроки без проблем смогут реализовать требования закона, мелкие и средние компании — с трудом, тем более за такой короткий срок. Но думаю, что следить за исполнением закона будут в первую очередь в отношении компаний, которые находятся в реестре. Среди них совсем мелких компаний практически нет», — сказал РБК главный аналитик Российской ассоциации электронной коммерции Карен Казарян.
Напомним, что в реестре операторов распространения данных в интернете сейчас фигурируют около 150 компаний, в числе которых «ВКонтакте», «Яндекс», Mail.ru Group и Rambler, мессенджеры Telegram, Wechat.com, Snap, Viber, сайты знакомств badoo.com, mamba.ru и другие.
Специалисты отрасли по-прежнему считают, что «закон Яровой» мог бы быть доработан. Не выступая против него в целом, они критикуют его создателей, «не особо разбирающихся в этом».
«Стоило бы расширить круг экспертов для разработки закона. По поводу ущемления прав граждан по факту доступа силовых структур к информации, то на сегодня существуют системы СОРМ и СОРМ2 (система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий), которые уже дают доступ спецслужбам к любой информации любого провайдера. Весь трафик зеркалируется на коммутаторы ФСБ и они его могут самостоятельно просматривать, хранить и использовать в своих оперативных целях. Технология Ethernet передает данные в зашифрованном виде. На сегодняшний день зашифровано более половины всего трафика. Https, SSL, прокси серверы, анонимайзеры типа Tor... и т.д. делают невозможным оперативную «расшифровку» информацию. Поэтому по «закону Яровой» мы будем хранить огромное количество цифрового мусора, никому не нужного», — сказал «МК» президент Уральской ассоциации операторов связи Леонид Блинов.