Сенатор Александр Торшин предложил кардинально реформировать Общественную палату. По мнению парламентария, сейчас там недостаточно представлены региональные активисты, а вся процедура слишком далека от народа.
Сегодня формирование Общественной палаты происходит по достаточно простому алгоритму. Президент России назначает 42 человека, они выбирают еще 42 представителя федеральных общественных организаций, а затем все они совместно ищут еще 42 представителя региональных организаций. Ранее палата формировалась раз в два года, однако в 2012 закон изменился и четвертый состав будет действовать три года — до 2015.
Общественная палата была придумана в 2004 году в рамках реформы системы государственного устройства после захвата заложников в Беслане. Тогда же были отменены выборы губернаторов и одномандатников в Госдуме. По замыслу, новый орган должен был гарантировать обществу вес в принятии новых законов. Общественная палата, таким образом, должна была заниматься тем, чем по логике Конституции должна заниматься нижняя палата парламента — представлять граждан.
Первый созыв Общественной палаты состоялся в 2006 году. На удивление наблюдателей, помимо представителей движения «Наши» в нее вошли многие известные и уважаемые люди. При столкновении государственной машины с интересами граждан члены общественной палаты были на стороне простых россиян и оказывали им содействие.
Однако в последнее время, когда некоторые государственные учреждения внезапно стали вынуждены на равных вести диалог с гражданами, необходимость в заступниках из Общественной палаты исчезла. Так произошло во время проведения переговоров между представителями оппозиции и мэрией Москвы по поводу согласования митинга 15 декабря 2012 года. Никалая Сванидзе, которого Общественная палата делегировала на переговоры, оставили «пить чай» в соседнем кабинете и так и не допустили до переговоров. В итоге мэрия не согласовала митинг внутри Бульварного кольца.
Логика существования административного аппарата подсказывает, что если какой-либо орган уже создан, то даже если он оказался ненужен, его не стоит упразднять. Так в британском парламенте Палата лордов сто лет назад фактически лишилась законодательных функций, а в 2005 — и судебных, однако речи об упразднении органа с достаточно странными и в любом случае мизерными полномочиями не идет. Так и в России, после практически полного обессмысливания существования Общественной палаты, появились предложения о ее реформировании.
Группа сенаторов по главе с Торшином предлагает сохранить только президентскую квоту в палате, остальных же ее членов назначать по совершенно иной процедуре. Если парламент одобрит инициативу Торшина, глава государства будет назначать 40 членов общественной палаты, еще по одному члену будут назначать каждая из региональных общественных палат — итого максимум 83 человека, но может быть и меньше, так как до сих пор не каждый регион озаботился созданием такого учреждения. 43 человека будут выбираться на интернет-голосовании.
Региональная квота
Если ровно половину Общественной палаты будут формировать регионы, то это, в целом, будет соответствовать тенденции последних месяцев по усилению самостоятельности регионов и представительства их элит в федеральной власти. В эту же концепцию вписывается возвращение выборов губернаторов и, особенно, одномандатников в Госдуме, которых местным губернаторам, похоже, будет позволено «просеивать» через муниципальный фильтр.
Интересы регионов должен представлять Совет Федерации, и он хорошо исполнял эту функцию, пока там заседали губернаторы и спикеры. Однако сейчас Совфед — собрание политиков и бизнесменов, не каждый из которых сходу вспомнит регион который, он представляет.
Собственный представитель в Общественной палате позволит опытным губернатором держать руку на пульсе законодателей и правительства, которые то поднимут важную для региона налоговую ставку, то пустят в обход региональной столицы скоростную железную дорогу.
Интернет-квота
Намного более интересное и неожиданное предложение — формировать четверть Общественной палаты при помощи интернет-голосования. Во-первых, впервые за всю историю России в законе будут прописаны интернет-выборы. Организовывать их, к сожалению, будет не ЦИК, а сама Общественная палата, но от этого заинтересованных россиян ждет не меньше веселья.
Во-вторых, интернет-выборы 43 членов Общественной палаты слишком похожи на интернет-выборы 45 членов Координационного совета российской оппозиции. Получается, что не только оппозиция идет на поводу у власти, митингуя против «закона Димы Яковлева» или антигейского акта Госдумы, но и власть оказывается в заложниках создаваемой ее оппонентами повестки дня. Есть шанс, что это заставит оппозицию задуматься о своем поведении: ежемесячные более или менее многочисленные митинги явно никого не удивляют и не заставляют искать ответ, возможно, нужно искать что-то новое и интересное.