В понедельник прошло первое пленарное заседание пятого состава Общественной палаты. Как и положено, на первом заседании было избрано руководство палаты и комиссий — так что в целом можно уже представить, как будет работать этот орган в ближайшие два года.
Общественная палата, напомним, была придумана в 2004 году в рамках реформы системы государственного устройства после захвата заложников в Беслане. Тогда же были отменены выборы губернаторов и одномандатников в Госдуме. По замыслу, новый орган должен был гарантировать обществу вес в принятии новых законов. Общественная палата, таким образом, должна была заниматься тем, чем по логике Конституции должна заниматься нижняя палата парламента — представлять граждан.
Первый созыв Общественной палаты начал работать в 2006 году. На удивление наблюдателей, помимо представителей движения «Наши» в нее вошли многие известные и уважаемые люди. Часто при столкновении государственной машины с интересами граждан члены общественной палаты оказывались на стороне простых россиян и оказывали им содействие, что, безусловно, хорошо говорило о ее составе.
Все несколько изменилось после парламентских выборов 2011 года и начала «болотного движения». Во время очередных переговоров представителей оппозиции и столичных чиновников Николай Сванидзе, который был официально делегирован Общественной палатой, просто не был допущен в кабинет, где проходила встреча.
Оказалось, что государственные органы больше не нуждаются в Общественной палате для диалога с тем самым обществом — но это, конечно, не могло стать причиной упразднения органа, о пользе которого рассуждали столько политиков и был даже принят специальный федеральный закон.
В 2013 году начали говорить о реформе Общественной палаты, и в том же году были приняты соответствующие поправки в закон. Ранее ОП формировалась по очень простому алгоритму: президент назначал 42 человека, они выбирали еще 42 представителя федеральных общественных организаций, а затем все они совместно подбирали еще 42 представителя региональных организаций.
В результате реформы Общественная палата преобразилась. «Президентская квота» сохранилась, глава государства назначает в ОП 40 человек. Также Общественная палата каждого российского региона делегирует человека на федеральный уровень. Изначально предполагалось, что таких членов будет 83, но теперь, в связи с присоединением Крыма и Севастополя, их, очевидно, будет 85. Однако самая интересная часть состава Общественной палаты теперь выбирается на интернет-голосовании — таких членов набирается 43.
Естественно, именно интернет-голосование привлекло к себе больше всего внимания. Оно проводилось на площадке «Российской общественной инициативы» — портала, который позволяет гражданам при помощи учетной записи на сайте Госуслуг голосовать за те или иные законодательные инициативы.
В Общественную палату выдвинулось множество деятелей, которые либо открыто декларируют свою оппозиционность, либо общественная деятельность которых находится вне рамок государственной идеологии.
В выборах, например, участвовали сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц, детский правозащитник Борис Альтшулер, глава общественной организации «Право на оружие» Мария Бутина.
Однако выборы оказались не такими простыми, как казалось на первый взгляд. Общественная палата, утратив в 2011-2012 гг свою основную функцию, не исчезла и автоматически наполнилась новым содержанием. Ее теперь рассматривают различные лоббистские структуры как отличную площадку для поддержания своих возможностей и проектов.
Даже в президентской квоте основную массу членов Общественной палаты можно назвать лоббистами. Это и зампредседателя Торгово-промышленной палаты Вадим Чубаров, и член правления национального союза производителей молока «Союзмолоко» Евгения Уваркина, и глава союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин, и многие другие. Также в президентской квоте, как и раньше, присутствуют представили всех основных конфессий.
В интернет-квоте лоббистов, само собой, не меньше. Там есть и представитель Российского птицеводческого союза, и постоянный представитель в Москве (даже не глава) объединения «Уральский биомедицинский кластер», и многие другие.
Общественная палата, в целом, повторяет структуру парламента — там есть комиссии, в которых и сосредоточена основная часть работы организации. Таким образом, председатели комиссий являются, по сути, самыми влиятельными членами ОП.
Половину комиссии ОП возглавляют люди, попавшие в нее через интернет-голосование. Есть люди, которые, казалось бы, оказались на своем месте — однако в реальности ничего не получившие от поста. Например, председатель Союза художников России и без должности председателя Комиссии по культуре имеет достаточный вес при обсуждении профильных вопросов.
Было бы странно, если бы Комиссию по охране здоровья возглавил не один из врачей, которые во множестве представлены в ОП. На этот раз главой Комиссии стал глава Московского НИИ глазных болезней имени Гельмгольца.
А вот Комиссию по экологии возглавил Сергей Чернин, глава компании «ГазЭнергоСтрой» и первый вице-президент Российского газового союза. Более видных экологов в России, очевидно, не нашлось. В комиссию по экологии даже отказался вступать Николай Дроздов — он решил, что в рамках ОП ему интересней заниматься культурой.
Практически все остальные комиссии возглавляются президентскими назначенцами. Среди них, например, замглавы совета Исследовательского центра частного права при президенте Лидия Михеева — она возглавила комиссию по общественному контролю и экспертизе. Михеева, вероятно, и правда хороший эксперт, но присутствие некоторого конфликта интересов — а она должна будет изучать, в том числе, и правительственные законопроекты, хотя работает в государственном учреждении — ставит под вопрос ее объективность.
Пожалуй, единственная комиссия, которая возглавляется человеком, который и правда является одним из тех, кто задает направление развития отрасли — по образованию. В ее главе стоит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, к его деятельности можно относиться по-разному, но вряд ли кто-то его сочтет человеком не на своем месте.
В конечном счете, Общественная палата, которая ранее претендовала на то, чтобы стать «центром жизни», похоже, выражается в орган, состоящий из лоббистов и почетных членов. В целом это не удивительно — такая судьба ждет любую структуры, функции и полномочия которой слишком размыты.