будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество гражданская авиация
Май 21, 2025
Страна
Зайцева Ольга

Паллиатив для авиации

Паллиатив для авиации
800-600_X2VdXx8
Уточка в очках и летном шлеме. Источник: pixabay.com

В связи со случаем хулиганства в самолете в России возбуждено первое уголовное дело по статье о хулиганстве на транспорте, сообщает интернет-издание «Репаблик.Ру». Речь идет о происшествии на борту самолета, следовавшего 19 мая из Тель-Авива в Москву. Один из пассажиров лайнера, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, пытается открыть дверь во время полета. В отношении него возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 213 УК РФ (хулиганство).

Напомним, введение уголовной ответственности за хулиганство на транспорте Госдума одобрила в марте 2017 года. За такое преступление предполагается штраф до 500 тысяч рублей или же лишение свободы на срок до пяти лет. В то же время Госдума не приняла поправки к Воздушному кодексу РФ, предполагающие создание «черного списка» пассажиров, поведение которых на борту создавало угрозу безопасности полета и жизни других лиц. Предполагалось, что попавшим в список не будут продавать билеты в течение трех лет.

Прокомментировать ситуацию для «Полит.ру» согласился Олег Смирнов, член Общественного совета Росавиации, заслуженный пилот СССР. По его оценке, необходимость введения подобного закона давно назрела, и, кроме того, очень желательно, чтобы Госдума все же одобрила идею занесения нарушителей в «черные списки» авиакомпаний.

«Мировая тенденция – а это не только наша проблема, она известна всему миру – состоит в том, чтобы наказывать за несанкционированное вмешательство в работу экипажа в полете. Практически ежедневно в авиационном мире появляются сообщения о том, что где-то кто-то из пассажиров, будучи пьян, ведет себя агрессивно. И, конечно, это является не просто нарушением правил полета, обеспечивающих удобство пассажиров, но и угрозой безопасности полетов. Появление такого человека на борту создает риск для всех пассажиров и экипажа.

 
Вид из окна самолета / pixabay.com

Дело в том, что рабочее место пилотов гражданской авиации – не в уютном кабинете на кожаном диване с секретаршей на коленях и кофе с коньяком под рукой, а на высоте 10-12 километров, в безжизненном пространстве. К тому же самолет движется со скоростью 1000 километров в час. И вдруг появляется пьяный, который начинает приставать к пассажирам, хватать женщин, пугать детей, раздражать мужчин. Да, впечатления пассажиров от полета – сразу насмарку, их дети напуганы, а сами они – на грани того, чтобы применить силу. Но это не просто портит настроение, этот же пьяный является угрозой безопасности всех без исключения людей на борту – потому что неизвестно, куда он может в ажиотаже нажать, какой выключатель может выключить, не захочет ли он открыть люк. А открытый люк на такой высоте – это гибель всех, кто есть на борту, потому что мгновенная разгерметизация на высоте смертельно опасна.  Очевидно, что экипаж должен вмешаться.

Поэтому российские авиаторы, как и весь мир (масса компаний в 200 государствах мира настаивают на этом, и я лично тоже занимался вопросом и формулировал соответствующие предложения для официальных служб), считают: во-первых, такой человек должен нести уголовную ответственность; во-вторых, он должен нести финансовую ответственность; и в-третьих, этот человек должен попасть в «черный список» авиакомпании, чтобы можно было сторониться этого риска в дальнейшем и не брать его на борт, пока не будут приняты какие-то меры и человек не изменится. И вот наконец-то наши депутаты в этом году приняли соответствующий закон.

Хочу сказать, что удивительным мне казалось хладнокровие этих депутатов – ведь они сами и их дети летают тоже теми же авиакомпаниями! У нас только первое лицо летает спецсамолетом, а они-то летают вместе с остальными. И все же борьба за принятие закона длилась пять лет, и то подзаконные акты к нему не все приняты, так что нарушители по сию пору по-прежнему отделывались минимальным штрафом. А ведь по последствиям действия такого нарушителя ничем не отличаются от действий террориста! И террорист может привести к гибели всех людей на борту, и пьяный, потерявший разум, тоже может. Адекватно ли наказывать за это небольшим штрафом?

Итак, Госдума наконец приняла этот закон, однако понятие «черных списков» она туда не включила. Депутаты решили, что в «черный список» человека может определить только суд. Тем самым депутаты вывели самих себя из-под этой угрозы – потому что они неподсудны, пока являются депутатами. А ведь не один случай известен, когда именно депутат нарушал правила нахождения в воздухе... Тем не менее, закон был принят в таком виде.

 
Пассажиры на борту самолета / pixabay.com

Хочу немного расшифровать суть решения: во-первых, напомню, что закон предусматривает именно уголовное наказание, потому что эти действия можно сравнивать с действиями террориста по последствиям; во-вторых, введено финансовое наказание – и оно, на мой взгляд, является недостаточным.

Взять хоть последний случай такого рода, когда самолет из-за хулигана на борту вынужден был совершить вынужденную посадку. Подобных случаев происходит достаточно много – когда командир корабля принимает решение совершить не запланированную, а вынужденную посадку из-за поведения пассажира. Я предлагал, например, чтобы хулиганов обязывали выплачивать компенсацию авиакомпании за вынужденную посадку – а стоимость ее составляет около миллиона рублей, плюс-минус какая-то сумма в зависимости от типа самолета. И чтобы нарушитель же компенсировал материальный ущерб пассажирам, который они понесли из-за этой незапланированной посадки. А ущерб ведь вполне возможен: у кого-то из-за этого могла не состояться стыковка рейсов, кто-то не явился в заранее забронированный отель, и так далее. Когда пассажир обязан будет выплатить такие деньги за свои выходки, он очень хорошо подумает, стоит ли ему снова нарушать правила.

И, наконец, «черные списки». В чем сила таких списков? Они имеют большой воспитательный эффект. Допустим, человек на какой-то должности – тот же депутат, например – считает себя вправе вести как ему угодно, даже если он повергает риску других пассажиров, и так себя и позиционирует среди друзей и родных. И вдруг, допустим, дети видят в интернете «черный список» авиакомпании, и там – своего папашу. Что они думают? Не что их отец – депутат, а что он – пьяница, который не может держать себя в руках. Так что да, эта мера может иметь сильное профилактическое воздействие. Но все-таки депутаты решили, что в «черные списки» сможет вносить только суд, да и подзаконных актов, как уже говорил, еще нет.

Словом, эта проблема была и есть. И дай Бог, чтобы она начала решаться – все-таки депутаты приняли очень паллиативный закон. Но все же его значение велико, и есть надежда, что в дальнейшем число таких выходок резко сократится. Особенно если парламентарии прислушаются к предложениям авиаторов. Весь мир давно уже так поступает – и США, и страны Европы, у них есть и уголовная ответственность, и материальная, и «черные списки». Так что, конечно, предстоящий суд, который пройдет по первому делу о хулиганстве на транспорте, очень интересен. Посмотрим, как судья будет опираться на новый закон», – объяснил Олег Смирнов.

Зайцева Ольга
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).