Юрий Лужков обрушился с уничтожающей критикой нелегальных парковок. Причем, под критику мэра попали не только нелегальные парковки простых граждан (то есть, когда с целью охраны парковочного места гражданин его огораживает каким-либо образом), но и парковки вполне уважаемых организаций. Он подчеркнул, что решение этой проблемы позволит существенно пополнить бюджет города. «Необходимо либо закрывать эти парковки, либо взимать с них плату. Например, отгороженные земельные участки под машины депутатов Госдумы, они же не платят. У Старой площади перегорожен участок земли, и за него никто не платит. У банков столбики стоят. Это все недоработки», - полагает Лужков.
Иными словами, Юрий Лужков вознамерился потребовать денег с нижней палаты парламента и администрации президента. А заодно с неких не поименованных банков.
Ответ из Кремля ему уже пришел. Глава управделами президента заявил изданию LifeNews, что земля у Старой площади — территория, охраняемая Федеральной службой охраны. И пообещал, если что, перевести конфликт в правовую плоскость — судиться.
Сама по себе идея не самая плохая: если земля и впрямь московская, то отчего бы не попросить ее оплачивать. Правда, московские автомобилист, как свидетельствует февральский опрос Левада-центра, не в восторге от малого количества парковочных площадей в Москве (20 процентов) и паркующихся в неположенном месте (15 процентов). Крайне сомнительно, чтобы борьба с нелегальными парковками ситуацию хоть немного исправила: здесь надобно решение системное и системная же работа по улучшению городской среды для жителей.
Пока суд да дело, стоит удивиться столь резкой реакции московского мэра. Хотя московский бюджет на будущий год и имеет дефицит в 101 млрд рублей (в этом году так и вовсе 190), но уж точно не парковкой чиновников АП подобную дыру закрывать. И сразу встает вопрос, что стоит за эскападой московского градоначальника, который далеко не всегда выносит на всеобщее обозрение имеющиеся проблемы.
Вероятным представляется, что Москву федеральные структуры могут немного поддушить по налогам. По крайней мере, УФНС по Москве фиксирует падение платежей от «Роснефти» и «Газпрома» по налогу на прибыль. Чем Москва вряд ли уж сильно довольна.
Или же это очередной виток вялотекущего противостояния московского правительства и федералов (см, например,. Посылание президента и Гражданская оборона Москвы). С начала года этот сериал показывается с некоторыми традиционными разворотами сюжета и обновлением повестки. Лужкова критиковали за снос поселка «Речник», затем за принятый властями Генеральный план развития Москвы до 2025 года (см. План союзного значения). Попутно критика общественников была обрушена на плакаты с изображением СталинаС участием федеральных телеканалов, Общественной палаты и под радостный разнообразных «врагов Лужкова». Заводили даже уголовное дело на одного из самых молодых заместителей мэра
На каждый выпад в свой адрес мэр давал некий асимметричный ответ: говорил, что что-то снесет, утверждал, что все законно. Затем подавал в суд на условного Жириновского. Или начинал спасать водоплавающих дирижаблями и умиляться белым тараканам. Опять же выпустили из СИЗО невинного, как считают в мэрии, председателя комитета по рекламе Макарова и он тут же плакаты со Сталиным объявит. Кому после Сталина интересно — он или Шанцев что-то там нецелевое сделали из-за чего бюджет сколько-то недосчитался.
Информационный фон таким образом разнообразился, что пошли слухи «про скорую и неминуемую отставку Лужкова». Слухи эти, разумеется, вечны и появляются года с 2004, когда были отменены выборы губернаторов, однако же недавно кто-то (кажется, что особенно активно идею продвигал политтехнолог Дмитрий Орлов, имеющий репутацию провластного спикера) методично начал рассказывать граду и миру, что мэр может и не пережить законный отпуск в должности. Мэр Москвы утверждал, что решать вопрос об отставке будет сам. А первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков (считается куратором всей внутренней политики России в администрации) в одном из комментариев заметил лишь, что не обладает «ни правом, ни компетенцией обсуждать его (Юрия Лужкова — «Полит.ру») дальнейшую судьбу».
Высказывание это омрачилось смогом подмосковных пожаров, после чего было дополнено прекраснодушным выступлением зама московского мэра Сергея Цоя о том, что Лужков не собирается возвращаться из отпуска. Позже дезавуированное самим Цоем, пообещавшим судиться с исказившими его слова журналистами. Мэр, следует отметить, из отпуска вернулся, чем заслужил путинскую благосклонность. И уехал вновь, когда ситуация стала легче. Тут же неназванный источник в Кремле заявил «Газете.ру», что они в Кремле недовольны тем, что Лужков в отпуске. Что не помешало интернет-версии журнала The Foreign Policy поставить его на второе место среди персон, отправившихся в отпуск в самое неподходящее время.
Очередной ответ Лужкова федералам вновь показал, что московский мэр вполне способен постоять за пост и сохранение влияния. С тем, чтобы решить вопрос об отставке самостоятельно, как и обещал. Ситуация пока складывается патовая — многочисленные недоброжелатели мэра не отступаются, сам он не хочет сдавать позиции. А теневые переговоры широкой публике не видны. И окончательные итоги правления Лужкова можно будет подвести лишь тогда, когда единороссы (формально — они) внесут президенту какие-то три-четыре кандидатуры, а он из них выберет «не Юрия Лужкова». Пока же есть смысл наслаждаться очередным "романом" мэрии и федеральных спикеров.