Если начинать партийную реформу — то именно сейчас. На региональных выборах 2019 году можно будет «обкатать» первые результаты, в 2020 году провести уже полноценный тест, а в 2021 — обеспечить выборы Госдумы, которая позволит спокойно пережить трансфер власти, который намечен на 2024 год, когда у Владимира Путина заканчивается его второй подряд срок.
Так что неудивительно, что все политические издания так или иначе освещают эту тему, предсказывая России то двухпартийную систему, то создание новой партии власти. На этот раз за тему взялась «Газета.ru». По информации источников этого издания, речь идет не о формировании двухпартийной системы, а о более активном участии в выборах малых партий и о создании на их основе новых партийных проектов. Такая структура, по идее, позволит в 2021 году размыть протестные голоса по разным малым партиям, а «Единой России», в случае низкого результата, создать коалицию.
Причем, как утверждают источники издания, недовольство существующей партийной системой со стороны Кремля замечалось и до последнего единого дня голосования — якобы нынешние системные партии уже не привлекательны для избирателя и не отражают настроений граждан. Отдельной критике подвергался возраст лидеров этих партий (действительно, лидерам КПРФ и ЛДПР Геннадию Зюганову и Владимиру Жириновскому уже за 70). В связи с этим близкие к Кремлю эксперты считали, что в перспективе есть два варианта: либо в старых партиях произойдет передача власти молодому поколению лидеров, либо они уступят свой электорат новым проектам. Однако выборы показали, что старые партийные проекты еще могут набирать голоса, особенно на фоне недовольства действующей властью.
При этом формирование двухпартийной системы, за которую, в том числе, выступил недавно глава Конституционного суда Валерий Зорькин, серьезно не обсуждается в Кремле, утверждает «Газета.ru». Один из близких Кремлю собеседников издания заявил, что «Двухпартийная система ведет к гражданской войне». «Людям наоборот нужно представлять выбор, а не заставлять их выбирать только между белыми или красными», — сказал он. Против двухпартийной системы высказались еще несколько собеседников издания, близких к Кремлю, а также к руководству ЕР.
Кроме того, если сделать ставку на двухпартийную систему, то велика вероятность того, что второй партией окажется КПРФ, и, по словам осведомленного источника, такое положение дел сохранится как минимум до 2021 года. А строить двухпартийную систему вместе с коммунистами федеральные власти явно не захотят. Тем более что в отношении КПРФ у Кремля появилось недовольство в связи с президентскими выборами — выдвижение в качестве кандидата в президенты Павла Грудинина оказалось неожиданным для администрации президента.
Собеседник «Газеты.Ru» предполагает, что надо, напротив, увеличить число партий, которые активно участвуют в политическом процессе — большее число партий поможет избежать протестного голосования. По крайней мере, протестные голоса не будут консолидировано уходить к крупным оппозиционным партиям.
Сейчас, чтобы получить мандаты в региональных парламентах, партии надо набрать более 5% голосов. Это не очень высокий барьер, некоторые малые партии его преодолевают. Так, в Забайкальском крае «Партия пенсионеров России» набрала 6,04% на выборах в заксобрание региона. «Коммунисты России» провели свои списки в региональные парламенты Хакасии (8,01%), Ульяновской области (5,83%), Ростовской области (5,06%) и Ненецкой автономии (5,29%). «Партия пенсионеров за социальную справедливость» получила 9,29% на выборах в Смоленскую областную думу. «Патриоты России» набрала 5,4% в Кемеровской области, «Родина» — 5,54% также в Ненецком округе. Сенсационным стало получение первых мандатов во Владимирском заксобрании партией «КПСС», она набрала 6,14%.
Наличие своих депутатов по спискам в региональных заксобраниях, позволяет малым партиям получить так называемую «думскую лицензию» — право выдвигать своих кандидатов на выборах в Госдуму без сбора подписей. Помимо перечисленных выше партий, подобная «лицензия» также есть у «Яблока» и «Партии роста».
«Конституционного большинства у ЕР в следующий раз уже не будет», — прогнозирует осведомленный источник, близкий к Кремлю. Скорее всего, партия власти все равно наберет больше всех, но вопрос заключается в том, будет ли это большинство мандатов в Думе, или просто лучший результат. В последнем случае у партии власти должна быть возможность находить партнеров по коалиции.
Примером похожей ситуации выглядит заксобрание Иркутской области. Формально на выборах в этом году КПРФ набрала в нем по спискам большинство — 40%, тогда как результат ЕР составил 37%. Однако это не помешало единороссам создать коалицию с другими партиями и выбрать в качестве спикера своего представителя Сергея Сокола.
Возможно, для увеличения представительства малых партий в парламенте будет снижен барьера для попадания в Госдуму с 5% до 3%.